Часто компаниям сложно выйти не только на новый уровень прибыли, но в восприятии бренда. Как дизайнер с 6-и летним опытом назову 5 причин, почему бренду нужен брендбук и фирменная стилистика. Грамотный и красивый брендинг становится отправной точкой для роста компании в глазах клиентов. Поговорим о компаниях и сотрудниках.
Причина 1
Первая причина создать брендинг и фирменную айдентику — самоидентификация компании на рынке. Брендинг помогает компании яснее понять свою миссию. Часто на этапе брифа основатели и сотрудники затрудняются ответить на простые вопросы и теряются в догадках: О чем наш бренд? Какое послание мы несем клиентам? Действительно ли оно отражается в наших визуальных носителях?
Брендинг помогает компании более четко увидеть свое УТП и понять, как донести его до клиента
Красивых, бежевых и однотипных визуалов может быть много, но единицы из них решают реальные задачи реального бизнеса. Брендинг помогает компании более четко увидеть свое УТП и понять, как донести его до клиента, а главное — открывает невероятное количество возможностей это сделать. Дизайнер, умеющий грамотно работать с коммерческими проектами, всегда найдет способ закрепить бренд в сознании пользователей, поддержит важные события и инфоповоды, а также привнесет свои идеи, которые будут релевантны проекту. В идеале, когда над этим работает вся команда.
Дизайн не гарантирует 100% рост прибыли
Дизайн не гарантирует 100% рост прибыли, если работа остальных отделов в структуре компании не налажена. Но когда бизнес полностью выстроен или готов устранить имеющиеся ошибки сразу — грамотный дизайн может помочь вырасти кратно.
Когда компании pandagroup понадобился брендбук, она была уже довольно масштабной, однако ее узнаваемость была не слишком высокой.
На старте был брендбук, читайте “шрифт и графический элемент в виде панды с животиком”, размноженный на разные носители — футболки, визитки, значки. Воспринимается ли это серьезно? Нет. Располагает ли панда к себе? Возможно, но точно не гарантирует высокой узнаваемости и продаж. Брендинг ли это? Нет.
Оказалось, что под одним графическим элементом целая группа компаний с совершенно разными направлениями. Все это было важно отразить. Сначала я избавилась от смешного пупка, вот что вышло:
Отправной точкой стала идея работы под ключ, тем более, что каждое из направлений компании дополняло другие. И для каждого была подобрана своя цветовая палитра. На тот момент направлений было 4, сейчас их 8. Постепенно рассмотрим каждое.
Причина 2
Вторая причина “завести” брендбук — повысить узнаваемость среди клиентов и привлечь новую аудиторию. Большая боль дизайнеров — когда клиент “точно знает”, что ему нужно, не готов к диалогу и уверен, что палитра черный+золото создаст ему образ дорогого и статусного бренда. Зачастую все наоборот.
Большая боль дизайнеров — когда клиент “точно знает”, что ему нужно
Как я закрепляла бренд в сознании клиентов с pandagroup. Продолжила ощущение легкости в работе под ключ с помощью привычного многим визуального элемента — кнопочки на айфоне, для работы которой достаточно сделать “свайп”. Далее я познакомила своих клиентов со всеми направлениями и показала, как они друг друга дополняют.
Полностью упаковала все точки контакта с клиентом — рассылки, коммерческие предложения, группы в социальных сетях. Везде внедряла одни смыслы и не расплывалась в показаниях. Так, pandaexport транслировали главное — они доставят любые товары из Китая.
Причина 3
Третья причина вытекает из вышесказанного — брендинг позволяет выстроить долгосрочные отношения с клиентом. Можно допродать клиенту свои же услуги, используя брендинг в разных точках контакта с аудиторией. Pandagroup как компания может не только доставить товары, но и научить клиента самостоятельно работать с Китаем. Например, стать продавцом и выйти на маркетплейсы с pandaschool, а тем, кто хочет делегировать подойдет сотрудничество с pandamarketing.
Причина 4
Четвертая причина создать полный брендинг — выделиться среди конкурентов. Часто основатели брендов не осознают важности создания полного брендинга на этапе старта. Заменить фирменный стиль одним логотипом — легко и бюджетно. Только одного логотипа недостаточно, поскольку он не несет никакого сообщения клиенту и не продает другие услуги, если только ваше имя уже не является стимулом к покупке. На практике бренду нужно очень долго о себе рассказывать, прежде чем он сможет продавать только за счет имени. На рынке примеров компаний, которые могут этим похвастаться, довольно мало, особенно среди стартапов.
Многие приходят к осознанию необходимости брендинга спустя годы работы, когда хотят выйти на новый уровень. Транслировать свои преимущества на фоне конкурентов, используя визуальную айдентику гораздо проще, соответственно, выйти на новые уровни тоже кратно быстрее и легче.
Главный критерий хорошего логотипа — эффект
При разработке фирменного стиля логотип становится фундаментом, скелетом, на который мы наращиваем смыслы. Шестилетний опыт в дизайне привел к выводу, что главный критерий хорошего логотипа — эффект, который он производит на клиента при первом касании. Такой визуальный элемент позволяет без труда понять, что перед вами за бренд, какая у него услуга или продукт, и дает повод заинтересоваться, продолжить взаимодействие и перейти к покупке. Отсюда вытекает следующая причина.
Причина 5
Последняя по списку, но не по важности, причина вкладываться в брендинг — установить эмоциональный контакт и мотивировать к покупке. Очень хорошо, когда логотип — не загадка, а открытая книга, которая при этом может содержать неочевидную изюминку. Потребителю всегда интересно искать смыслы, и мы позволяем ему их разгадывать и таким образом устанавливаем эмоциональный контакт с аудиторией.
Любой логотип, макет, вывеску человек оценивает бессознательно в первые 10 секунд
Важно отметить, что любой логотип, макет, вывеску человек оценивает бессознательно в первые 10 секунд, а после уже ищет реальные объяснения своей первой реакции. В данном случае подсознательно позитивную реакцию легко обосновать, а подсознательно негативную — даже не хочется. Так клиент чаще всего просто отворачивается от бренда.
Даже такая малая часть брендинга, как фирменная палитра, позволяет компании выделиться среди конкурентов. Если все такси желтые, вы автоматически выделяетесь, создав первую красную службу такси. Здесь важно понимать, какие привычные паттерны поведения человека (например, искать по привычке желтую машину) готовы нарушить.
Цвет — лишь малая часть, поскольку айдентика бренда в целом создает его уникальный образ. В условиях активного развития клипового мышления, которое мы как раз наблюдаем, особенно важно успеть запомниться.
Потребитель запоминает фирменные фразы, узнает издалека ваш баннер, когда встречает его в городе, делится вашими красивыми флаерами с друзьями — этот список можно продолжать бесконечно. Грамотно созданный брендинг работает как конструктор и в любом случае работает на вас — каким бы ни был повод, к кому бы в руки не попал ваш брендбук, кто бы ни был исполнителем. Но только при условии, что вы придерживаетесь прописанных в нем правил. Идеальный результат — если клиент смотрит на ваш макет и, не видя имени или логотипа, понимает, что за бренд говорит с ним.
Почти каждая мелочь в наших буднях создана для нас дизайнерами. Часто ли вы обращаете внимание на дизайн вокруг? Что вызывает вау-эффект?