Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Кто такой бизнес-брокер и как он влияет на прибыль компаний


Понятие «брокер» обычно ассоциируется с биржей, хотя на самом деле давно вышло за эти рамки. Сейчас это просто помощник в определённой сфере — например, ипотечный брокер, кредитный брокер, бизнес-брокер. Если у первых двух специалистов из названия примерно понятен пласт работ, то о бизнес-брокере знают немногие. А ведь этот человек может помочь предпринимателю получить от бизнеса максимум прибыли. Рассказываем, как этот специалист способен помочь, чем он занимается и как не нарваться на шарлатана, вместе с основателем компании Petroff Audit Антоном Петровым.

Кто такой бизнес-брокер

Бизнес-брокер — это человек, который помогает оценить реальное состояние бизнеса. Специалист оценивает, сколько стоит компания, находит её проблемы и подсказывает, как их исправить.

Что делает бизнес-брокер:

  • анализирует отчёты, в том числе финансовое состояние компании;
  • привлекает внешних специалистов, если нужно точечно оценить конкретные моменты;
  • проводит диагностику: определяет стоимость бизнеса, возможность или необходимость его продажи, а также находит слабые места;
  • показывает, что можно сделать для бизнеса, как его развивать и как укрепить компанию;
  • помогает продать компанию наиболее выгодно: объясняет, какие показатели стоит улучшить, изучает рынок, подбирает покупателя и готовит документы для сделки.

Такие специалисты хорошо разбираются в финансах и способны увидеть истинное состояние компании через цифры и отчёты.

Эффект от сотрудничества с бизнес-брокером можно сравнить с передачей «Тачку на прокачку». Когда в начале машина плохо выглядит и ездит с трудом, а в конце владельцу возвращают суперкар. Здесь получается так же — компания та же, руководитель тоже, а подход к ведению бизнеса кардинально меняется.

Зачем нужен бизнес-брокер при продаже бизнеса:

  1. Защитит от невыгодной продажи — например, при резком изменении базовой ставки.
  2. Поможет избежать ликвидации — иногда в погоне за уменьшением налогов руководство компании или бухгалтер могут создать проблемы для компании. Бизнес-брокер же поможет это исправить.
  3. Кратно увеличит стоимость компании — например, посоветует временно понизить качество продукции или уволить часть людей.
  4. Покажет пути развития — что делать компании, чтобы захватить рынок, увеличить капитал или стоимость бизнеса.
  5. Подскажет, как повысить рентабельность — например, привлечь инвестиции.
  6. Найдёт покупателя — бизнес нельзя продать на Авито, а найти покупателя самостоятельно сложно. У брокера же есть готовая база потенциальных покупателей.
  7. Продаст бизнес без присутствия владельца — например, при релокации или переезде.

Бизнес-брокер смотрит на компанию со стороны и может предложить неочевидные варианты повышения её стоимости — те, которые собственнику никогда не пришли бы в голову.

При покупке бизнеса брокер подберет оптимальный по цене вариант, убережет от покупки потенциально убыточного бизнеса, а также подготовит документы. Можно просто прийти к специалисту и сказать: «Хочу компанию с таким-то оборотом и направлением работы», и получить целый список подходящих вариантов. Это быстрее и проще, чем пытаться искать самому.

Кому подходит, а кому нет

Бизнес-брокеры помогают получать от бизнеса максимум выгоды. Вот ситуации, в которых поможет бизнес-брокер:

  • хочется получать от бизнеса больше денег;
  • планируется рост компании, в том числе за счёт поглощений;
  • нужно выгодно вложить деньги в покупку бизнеса;
  • готовится продажа компании.

У бизнес-брокеров есть доступ к инструментам и системам аналитики данных. Каждое предложение касательно бизнеса специалист подкрепляет цифрами и графиками.

Оптимальные направления бизнеса для покупки:

  • торговля;
  • производство;
  • общественное питание;
  • сфера услуг;
  • сервисное обслуживание;
  • салоны красоты;
  • фитнес-клубы и клиники.

У компаний, которые создают технологически сложные, уникальные или инновационные продукты, процедура продажи бизнеса будет сложнее. В этом случае брокер может привлечь юриста сам или предложить клиенту обратиться к нему самостоятельно. Для остальных направлений вполне хватит компетенций бизнес-брокера.

Как отличить хорошего брокера от плохого

Оценить качество работы до того, как специалист её сделал, невозможно. Заранее можно лишь определить, будет это добросовестная работа или «серые» методы и незаинтересованный в результате брокер.

Признаки хорошего и плохого бизнес-брокера
Хороший брокерПлохой брокер
Не возьмётся продавать неустойчивый бизнесБерётся за любую компанию
Заключает договорСторонится обязательств
Даёт реальную оценку — показывает правду и озвучивает минимальную цену, которую могут назватьОбещает продать бизнес выше рынка
Составляет прозрачные отчёты и объясняет, что в них написаноГоворит так, что не специалисту не разобраться
Работает с определённым сегментом бизнеса — например с малым или среднимСотрудничает с самыми разными компаниями
Старается закрыть сделку быстрееТянет время
Оплата — после сделки, обычно в качестве процента от неёРаботает по предоплате
Проводит аудит компанииНичего не говорит про аудит
Реально наводит порядок в отчётах и показателях компании перед продажейПриукрашивает бизнес для продажи

Хороший брокер — тот, кто поможет продать или купить компанию максимально быстро и выгодно, но в пределах реальной стоимости. У такого специалиста нет задачи работать с любым бизнесом, ведь на кону его репутация и время.

Три шага для проверки репутации бизнес-брокера:

  • зайти на сайт Федресурс;
  • ввести в поиске имя брокера или название компании, в которой он работает;
  • перейти на нужную страницу и посмотреть активность.

Можно дополнительно скопировать ИНН любой компании из отчёта на Федресурсе и вбить его на Ресурсе БФО. Так получится убедиться, что ситуация реальная.

Бизнес-брокер должен быть одновременно хорошим бухгалтером, аудитором и инвестором. Такой человек точно знает, куда смотреть в отчётах, что такое инвестировать и терять деньги. Только в этом случае получится реально помочь бизнесу навести порядок, выйти на хороший доход, а также выгодно продать или купить компанию.

Антон Петров
Антон Петров

А как вы относитесь к бизнес-брокерам? Расскажите о своём удачном опыте


Больше по теме

Новости