Хорошие обороты в компании не означают высокую прибыльность или личный заработок собственника. Чтобы держать финансы бизнеса под контролем предпринимателю важно разбираться в видах прибыли. Рассказываем, как это сделать.
Прибыль и выручка — не одно и тоже
Иногда бизнесмены говорят «я заработал за прошлый квартал столько-то денег». Из этой фразы непонятно, о чем идет речь — о выручке или о прибыли.
Разберемся на примере кофейни. Ежедневно выручка с продаж кофейных напитков, чая и выпечки: 15 500 рублей.
За 30 дней — 465 000 рублей.
У владельца кофейни есть расходы на аренду помещения, закупку кофе и продуктов, зарплату команды, уборку, налоги и обслуживание оборудования.
Допустим, сумма расходов 198 000 рублей, тогда прибыль — 267 000 рублей.
Выручка — деньги, которые заработал бизнес за выполненные обязательства перед клиентами. Например, поставил товары, оказал услугу, продал гостям кофе с выпечкой, как в нашем примере выше.
Выручка в любом случае будет больше прибыли. Считать ее можно кассовым методом или методом начисления.
Если считать по начислению, то выручка признается в тот момент, когда покупатель получил товар или услугу и подписал подтверждающие документы. При этом неважно, был ли уже аванс, или деньги поступят позднее.
Например, у компании заказали партию канцелярских товаров по предоплате. Деньги поступили на счет, но заказ был отгружен только через неделю, а акт подписан клиентом после доставки и проверки товаров. Именно в момент подписания акта выручка будет учтена по начислению.
Выручка кассовым методом учитывается в момент поступления денег. Например, клиент оплатил в марте билеты на концерт, который состоится в июне. Выручку учли в марте, но услуга будет оказана только в июне.
Прибыль — это разница между доходами и расходами бизнеса. Например, затраты на сырье для производства, заработная плата, аренда недвижимости или оборудования, связь, налоги.
Прибыль корректно считать по начислению. Если покупатель заплатил аванс в счет будущей поставки продукции, то еще нельзя считать, что эти деньги полностью принадлежат компании. Ведь если по какой-либо причине продукцию не получится выпустить, то аванс придется вернуть.
То же самое с расходами. Например, компания заплатила за материалы и положила их на склад. Пока материал не использовали для производства, теоретически его всегда можно продать и вернуть деньги обратно. Таким образом, фактически расхода пока нет. Поэтому для верного расчета нужно использовать метод начисления.
У любой компании и предпринимателя возникает много различных расходов в процессе ведения бизнеса. В зависимости от типов расходов, которые будут вычитаться из выручки, выделяют разные виды прибыли.
Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль (МП) — это разница между выручкой (В) и прямыми переменными затратами (ППерР). Это финансовые средства, которые остаются после оплаты всех расходов по основной деятельности: сырья, аренды, заработной платы специалистов и т.д.
МП = В — ППерР
Пример
Рассмотрим компанию «Уют», которая производит мебель. Выручка от реализации продукции за июнь 2024 года была равна 25 000 тыс. рублей.
Зарплата рабочих, включая страховые взносы — 3 500 тыс. рублей, стоимость списанных на производство материалов — 11 200 тыс. рублей.
МП = 25 300 тыс. ₽ — 11 200 тыс. ₽ — 3 500 тыс. ₽ = 10 300 тыс. ₽
Валовая прибыль
Валовая прибыль (ВП) — разница между выручкой от продажи товара или услуг и всех переменных и постоянных прямых расходов.
Постоянные прямые расходы (ППостР) связаны с основной деятельностью, но не зависят от выручки. Например, амортизация оборудования или фонд оплаты труда сотрудников, непосредственно занятых в основной деятельности.
Чтобы посчитать ВП можно вычесть из маржинальной прибыли постоянные прямые расходы.
ВП = МП — ППостР
Пример
Вернемся к примеру с производителем мебели. Амортизация производственного оборудования за месяц — 500 тыс. руб. Оклад руководителя цеха и мастеров с учетом взносов — 900 тыс. руб.
ВП = 10 300 тыс. ₽ — 500 тыс. ₽ — 900 тыс. ₽ = 8 900 тыс. ₽
Операционная прибыль (прибыль от продаж или реализации)
Операционная прибыль (ОП) — это прибыль, которую компания получает от своей основной деятельности. Ее также называют прибылью от продаж или реализации товаров и услуг.
При расчете помимо прямых расходов, учитываются:
- Коммерческие расходы (КР): рекламный бюджет, упаковка, доставка, страховка, представительские расходы.
- Управленческие расходы (УР): заработная плата руководителя, бухгалтеров, юристов, аренда офиса, связь и т.п.
Чтобы получить операционную прибыль, нужно вычесть указанные расходы из валовой прибыли.
ОП = ВП — КР — УР
Пример
Вернемся к производителю мебели. Расходы на рекламу за месяц — 800 тыс. руб., зарплата со взносами — 2 500 тыс. руб., аренда офиса — 300 тыс. руб., услуги, связанные с управлением — 400 тыс. руб.
ОП = 8 900 тыс. ₽ — 800 тыс. ₽ — 2 500 тыс. ₽ — 300 тыс. ₽ — 400 тыс. ₽ = 4 900 тыс. ₽
Чистая прибыль
Чистую прибыль (ЧП) нужно считать с учетом прочих доходов (ПД), прочих расходов (ПР), налога на прибыль, либо другого налога (Н), в зависимости от системы налогообложения, по которой работает организация.
ЧП = ОП + ПД — ПР — Н
К прочим относятся все доходы и расходы, которые не связаны с основной деятельностью. Например, организация может разместить временно свободные деньги на депозите в банке и получать прочие доходы в виде процентов. Прочие расходы, это, в частности, проценты по кредитам, пени, штрафы.
Пример
Прочих доходов у ООО «Уют» в июне не было. Компания заплатила штраф 50 тыс. руб. за нарушение условий поставки по договору. Организация работает на УСН «Доходы» и с учетом региональной льготы платит налог 3% от выручки:
- Н = 25 000 тыс. ₽ х 3% = 750 тыс. ₽
- ЧП = 4 900 тыс. ₽ — 50 тыс. ₽ — 750 тыс. ₽ = 4 100 тыс. ₽
Нераспределенная прибыль
После уплаты налогов в распоряжении собственников остается чистая прибыль. Они могут вывести такие деньги в качестве дивидендов, либо оставить в обороте, полностью или частично.
Прибыль, которая остается в компании, называется нераспределенной.
Чем больше нераспределенная прибыль, тем выше при прочих равных условиях финансовая устойчивость компании. Но если учредители долго не будут получать дивиденды, то у них может пропасть интерес к бизнесу. В итоге кто-то из собственников даже может изъять свой вклад и вложить средства в другие проекты.
Поэтому при распределении прибыли владельцам бизнеса нужно соблюдать баланс между собственными интересами и развитием компании.
Экономическая прибыль
Экономическая прибыль — это прибыль компании с учетом как фактических расходов, которые мы перечислили выше, так и неявных расходов (НР). К неявным расходам относят упущенную выгоду от альтернативных способов вложения средств, которую можно объективно оценить.
Например, собственник бизнеса мог разместить деньги на банковском депозите и получить гарантированный процент. Эти упущенные суммы нужно вычесть из фактической бухгалтерской прибыли.
ЭП = ЧП — НР
Если экономическая прибыль ниже нуля, то такой бизнес будет не интересен для инвесторов, которые скорее будут вкладываться в более выгодные варианты.
Пример
Уставный капитал ООО «Уют» равен 10 000 тыс. руб. В июне 2024 года средства можно было разместить на банковском депозите под 18% годовых, т.е. под 1,5% в месяц. Таким образом неявный расход за месяц равен упущенному потенциальному безрисковому доходу:
- НР = 10 000 х 18% / 12 мес. = 150 тыс. ₽
- ЭП = 4 100 тыс. ₽ — 150 тыс. ₽ = 3 950 тыс. ₽
ЭП положительна и намного превосходит гарантированный альтернативный доход, а значит бизнес привлекателен для инвесторов.
Почему бизнесмену важно разбираться в видах прибыли
Каждый вид важен для анализа результатов деятельности компании:
- Маржинальная прибыль оценивает эффективность работы топ-менеджмента, который контролирует ключевые процессы бизнеса. Например, начальник производственного цеха или руководитель отдела продаж. Если считать маржинальную прибыль в разрезе видов продукции, товаров, услуг, то можно оценить, на за счет чего компания больше зарабатывает, а от чего, возможно, стоит отказаться.
- Валовая и операционная прибыль позволяют понять, эффективность управления бизнеса в целом. Так как при их расчете не учитываются непрофильные доходы и расходы, а также налоги и проценты по кредитам, то можно объективно сравнить результаты разных бизнесов, или одного за разные периоды.
- Чистая прибыль и нераспределенная прибыль показывают, какими ресурсами могут распоряжаться собственники бизнеса.
- Экономическая прибыль говорит о том, насколько эффективно бизнесмен использует возможности для получения дохода.
Чтобы полноценно оценить результаты деятельности компании, нужно считать не только абсолютную прибыль, но и рентабельность.
Зачем считать рентабельность
Рентабельность — это отношение прибыли к какому-либо показателю, который характеризует масштаб бизнеса. Обычно прибыль делят на выручку, но могут быть и другие варианты, например, активы баланса.
Рентабельность поможет сравнить результаты деятельности разных бизнесов или одного за разные временные промежутки.
Пример
Результаты компании «Уют»:
- за май: выручка 29 000 тыс. руб., операционная прибыль — 5 200 тыс. руб.
- за июнь: выручка 25 000 тыс. руб., операционная прибыль — 4 900 тыс. руб.
Выручка и прибыль в июне меньше, чем в мае. Получается, что в июне результаты бизнеса были хуже? Не будем торопиться с выводами, сначала рассчитаем рентабельность:
- Рм = 5 200 тыс. ₽/ 29 000 тыс. ₽ х 100% = 17,9%
- Ри = 4 900 тыс. ₽ / 25 000 тыс. ₽ х 100% = 19,6%
Рентабельность в июне выросла, т.е. компания стала работать более эффективно. Но, конечно, нужно выяснить причины снижения оборотов и постараться вернуть выручку на прежний уровень, не снижая рентабельности.
Главное для бизнеса
Прибыль — это денежные средства, которые остаются у бизнеса после оплаты всех своих расходов. Проще говоря, это разница между тем, сколько компания зарабатывает, и тем, сколько она тратит. Когда доходы больше расходов, компания получает прибыль.
Прибыль будет отрицательной, если расходы превышают доходы. На практике отрицательную прибыль компании часто называют убытком.
Если у компании есть накопленная прибыль или резервный фонд за прошлые периоды, поддержка от учредителей, возможность привлечь заемные средства, то какое-то время она сможет работать с убытком. Если ситуацию не контролировать, то можно привести компанию к банкротству.
Для оценки разных аспектов деятельности компании считают разные виды прибыли.
Для полноценного анализа результатов лучше считать несколько показателей прибыли — в этом поможет управленческий учет.
Все по делу. Спасибо!