Оценка инвестиционной привлекательности компании важна как для собственников, планирующих продажу доли или бизнеса в целом, так и для тех, кто хочет развивать свою прибыльную компанию. Рассказываю, на что стоит опираться при анализе.
Почему важно оценивать инвестиционную привлекательность
Инвестиционная привлекательность — это способность компании быть успешно проданной на рынке. Регулярная оценка стоимости важна для формирования надежной exit strategy — так называемой стратегии выхода. Когда вы планируете развитие компании, стоит также продумать, как и при каких условиях вы будете выходить из бизнеса, если это понадобится.
Инвестиционную оценку можно проводить разными способами, в зависимости от того, является ли компания публичной или частной. Если компания торгуется на бирже, ее стоимость может определяться по динамике акций. В случае частных компаний используются другие методы — о них мы и поговорим ниже.
Какие ошибки допускают компании при оценке
Пожалуй, самая распространенная ошибка заключается в том, что руководители начинают слишком эмоционально подходить к оценке своего бизнеса. Вместо того чтобы объективно посмотреть на ситуацию, они уверяют себя, что компания стоит целое состояние, хотя на самом деле это далеко от истины. Важно сохранять реалистичный взгляд: если вам поступило хорошее предложение, не стоит отвергать его, питая иллюзии о высокой стоимости.
Попытка держаться за нечто неоправданно дорогое может привести к тому, что вы не только не продадите компанию, но и получите репутацию несговорчивого и странного руководителя. Яркий пример — сделка в 2020 году между «Яндексом» и TCS Group, владеющей банком «Тинькофф». TCS Group в последний момент отказался продавать компанию. В результате сделка провалилось.
Есть несколько факторов, определяющих инвестиционную привлекательность:
- размер рынка (насколько велико поле для роста вашего бизнеса?);
- конкуренция (как много аналогичных компаний есть на рынке?);
- уникальность (чем ваш продукт или услуга выделяются на фоне конкурентов?);
- высокое качество и востребованность продукта и услуги;
- возможность быстрого развития с минимальными затратами (важно, чтобы привлечение клиентов не обходилось слишком дорого);
- сильная команда.
Эти моменты помогут лучше понять, как повысить инвестиционную привлекательность вашего бизнеса.
Ключевые параметры
Есть множество простых параметров инвестиционной оценки бизнеса. К ним относятся следующие.
EBITDA. Это прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Показатель позволяет оценить операционную эффективность бизнеса, исключая влияние финансовой структуры и налоговых режимов. Удобство EBITDA заключается в том, что он показывает, насколько эффективно компания генерирует прибыль от основного бизнеса. EBITDA может быть использована для консолидации финансовых данных, чтобы дать инвесторам ясное представление о том, как бизнес может вести себя в условиях изменения рыночной конъюнктуры.
Пятикратное значение EBITDA используется для быстрой оценки стоимости бизнеса с учетом его операционного дохода. Это соотношение основано на предположении, что бизнес будет устойчиво генерировать EBITDA на уровне, сопоставимом с историческими данными.
Годовая выручка и ее кратные значения ×5 или ×10. Выручка — это не показатель прибыли, но при этом важный показатель финансового здоровья компании. Для оценки на ее основе нужно также учитывать рентабельность и управление затратами. Однако используя кратные значения, можно получить оценку компании, исходя из ее общего объема продаж.
Стоит учитывать сезонные и циклические колебания выручки. Анализировать не только последнюю годовую выручку, но и динамику за несколько лет вперед.
Соотношение выручки к оценке компании (P/S). Показывает, как стоимость компании соотносится с ее продажами. Низкое значение коэффициента может говорить о том, что компания недооценена, что делает ее потенциально интересной для инвесторов. Учитывайте, что в зависимости от отрасли нормальные значения P/S могут отличаться. В некоторых секторах, например, в быстрорастущих или высокомаржинальных, высокие значения могут быть оправданными.
Сравнение долгов к прибыли (D/E). Помогает оценить, насколько компания зависит от заемного капитала для финансирования своей деятельности. Высокое значение может указывать на повышенные риски, так как компания более уязвима в условиях экономической нестабильности. Однако, опять же, важно понимать, что разные отрасли имеют разные стандарты финансовой структуры. Например, капиталоемкие направления (то же строительство) могут оправдывать высокий уровень долга.
Скорость роста доходности. Это параметр позволяет оценить, насколько успешно компания увеличивает свои доходы относительно прошлого периода.
Возврат на вложенные средства (ROI). Показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль, вложенный в бизнес. Так инвесторы понимают, были ли разумны их вложения.
Эти базовые критерии — основные элементы любого экономического или бизнес-дашборда. Важно время от времени отслеживать эти показатели, чтобы понимать, в каком направлении движется компания.
SWOT-анализ для защиты инвестплана
SWOT-анализ помогает определить позиции компании на рынке и используется, когда менеджмент защищает инвестиционный план развития. Основная задача SWOT-анализа — выявить сильные и слабые стороны бизнеса, а также определить возможности и угрозы.
Рекомендую проводить SWOT-анализ на стратегических сессиях не реже одного раза в год
Это поможет оперативно адаптировать стратегию в ответ на изменения внешней и внутренней среды, улучшить планирование и принятие решений, а также повысить конкурентоспособность. Регулярный анализ помогает глубже понять динамику бизнеса и активно реагировать на вызовы, что в конечном итоге ведет к устойчивому росту и успешному развитию компании.
Крупные компании часто применяют этот метод в том числе для внутренних подразделений, чтобы глубже оценивать специфику каждого направления и выявлять их уникальные слабые и сильные стороны.
Хотя SWOT-анализ можно провести самостоятельно, я рекомендую привлекать сторонних консультантов. Консультанты, как правило, обладают более широким взглядом на рынок и могут непредвзято оценить все параметры. Так вы избежите субъективности, которая может возникнуть, если анализ проводят только внутренние сотрудники.
Для эффективного SWOT-анализа необходимо оценить сильные и слабые стороны бизнеса в контексте экономики и рынка. Проанализировать конкурентов, понять, какие инвестиции требуются для развития, а также оценить потенциал рынка и его границы. Это все поможет сформировать стратегию, направленную на устойчивое развитие компании и минимизацию рисков.
А вы знаете, насколько ваша компания инвестиционно привлекательна?