Единорогами в бизнесе называют стартапы, которые одновременно выполняют три условия. Они являются частными и независимыми — допустим, стартап, который основала или купила крупная корпорация, не считается единорогом. Единороги ещё не вышли на биржу и оцениваются экспертами на сумму более 1 млрд долларов.Именно с последним условием связано само название «единорог». Цифра 1 в данном случае ассоциируется с рогом этого мифического животного.
В статье расскажу, что важно знать о стартапах–единорогах, и какие факторы учитывать при принятии решения инвестировать в такую компанию.
Какие единороги есть на сегодняшнем рынке стартапов?
Стартапы-единороги традиционно вызывают повышенный интерес на рынке, их учетом занимается сразу несколько крупных деловых медиа, в числе которых Wall Street Journal, Fortune, CNNMoney.
По данным из разных источников, за последние 10 лет количество единорогов выросло более чем в 30 раз: с 39 в 2013 году до 1 219 в 2023-м. Больше всего таких стартапов в США, на втором месте Китай, третья — Индия, по данным на март 2024 года.
К марту 2024 года число единорогов по всему миру достигло 1 229. Возглавляют рейтинг ByteDance, SpaceX, OpenAI и Binance. Есть в списке стартапов с наиболее высокой оценкой и компании, основанные выходцами из РФ — например, Miro — платформа для совместной работы распределенных команд.
В 2023 году в России приняли закон о малых технологических компаниях. Одна из его задач — поддержать развитие отрасли и стимулировать появление единорогов на российском рынке.
Как инвесторы относятся к единорогам
На инвестиционном рынке к единорогам относятся по-разному. Есть инвесторы, в первую очередь индивидуальные, которые охотятся за такими стартапами. С другой стороны, многие инвестиционные фонды, которые занимаются вложениями в стартапы систематически и профессионально, намеренно избегают работы с потенциальными единорогами и исключают их из своего пайплайна.
Инвестор, который гонится исключительно за
стартапами-единорогами , может потерять весь свой портфель
Дело в том, что при работе со стартапами-единорогами есть много рисков. И инвестор, который гонится исключительно за ними, с высокой долей вероятности может потерять весь свой портфель. Поэтому при анализе важно тщательно изучать на рынок, на котором работает единорог, смотреть на его глубину рынка и другие параметры.
По нашему опыту, в инвесторской среде существует определенная система ранжирования проектов в портфеле.
«Звезды». Это компании, в которые инвесторы готовы вкладывать время и деньги, ждать несколько лет, прогнозируя хорошие мультипликаторы.
«Середняки». Проекты, которым инвесторы не готовы уделять время. Они могут выйти из такой сделки, даже если за время владения компанией не получили высокой доходности.
«Аутсайдеры». Компании, которые представляют потенциальные проблемы. Из таких сделок инвесторы обычно готовы выйти на невыгодных для себя условиях.
Что нужно знать о бизнесе-единороге
По нашему опыту, при работе с компаниями-единорогами, стоит обращать внимание на шесть основных моментов.
Оценка стоимости компании. Чтобы считаться единорогом, компания должна иметь оценочную капитализацию свыше 1 млрд долларов. При этом важно помнить, что показатель является динамическим. Оценка стоимости со временем может меняться, чаще всего на это влияют финансовые показатели, рыночные условия и другие экономические факторы.
Область применения продукта. Бизнес-единороги чаще всего связаны с инновационными технологиями и продуктами, которые могут изменить рынок или отрасль. Часто это лидеры в своих областях, которые создают новые стандарты и формируют тренды для других компаний.
Потенциал роста и масштабирования. Чаще всего единороги быстро растут и масштабируются. Это проекты с высокой адаптивностью, которые мгновенно реагируют на изменения рынка и ведут активную экспансию в направлении новых регионов и сегментов.
Инвестиции и финансирование. Статус стартапа-единорога не возникает на пустом месте, чтобы достичь такой оценки, требуются значительные инвестиции и финансирование. Такие компании обычно привлекают средства венчурных инвесторов, фондов прямых инвестиций или получают финансирование из других источников.
Конкуренция и риски. Единороги работают в такой же конкурентной среде, как и все остальные компании, и имеют те же риски. Чтобы сохранять свое место на рынке и оставаться востребованными у клиентов, им, как и всем остальным компаниям, необходимо постоянно обновлять свой продукт.
Перспективы и будущее. Наиболее значимые факторы, которые влияют на перспективы стартапа-единорога — это способность продолжать внедрять инновации, готовность расти и адаптироваться к переменным условиям рынка.
Получение статуса единорога для компании — это не финальная точка развития, его можно лишиться. Это может произойти по позитивному сценарию: например, когда стартап выйдет на биржевой рынок или если его купит крупная корпорация. Но может быть и негативный сценарий: например, если в результате ряда неправильных решений фаундеров компания потеряет вес на рынке.
Чтобы по-настоящему заработать на будущем единороге, важно войти в проект до пика популярности и начала коммерческого использования
Кроме того, важно помнить, что если какая-то инновационная технология уже нашла коммерческое применение на рынке и вызвала хайп, например, как технологии искусственного интеллекта, заходить в нее — значит с высокой долей вероятности потерять деньги. Чтобы по-настоящему заработать на будущем единороге и окупить одним проектом весь портфель, а именно к этому стремятся инвесторы, которые охотятся за такими стартапами — важно зайти в проект до пика популярности и начала коммерческого использования.
На российском рынке стартапов-единорогов нет, и даже те компании, которые в перспективе теоретически могли бы получить такой статус, не достигли соответствующей капитализации. Тем не менее, инвестирование в стартапы, пусть и не единороги — одно из востребованных направлений сегодняшнего рынка инвестиций.
Наша компания оценивает стартапы по следующим параметрам:
- рынок;
- продукт;
- бизнес-модель;
- продажи;
- маркетинг;
- конкуренты;
- команда;
- технологии;
- финмодель;
- условия сделки.
По каждому из параметров присваиваются баллы, по сумме мы делаем вывод, стоит ли инвестировать в проект.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Каких единорогов вы знаете? Готовы рискнуть всем инвестировать весь капитал в одну перспективную компанию, или предпочитаете диверсификацию с минимальными рисками?