За последние несколько лет российский бизнес столкнулся с рядом вызовов за счет ограничений на использование западных банковских систем, а также трудностей с экспортом и импортом. Некоторые компании в Европе и США сокращают или полностью прекращают сотрудничество с партнерами из РФ из-за общественного давления и корпоративной политики. Иногда предприятия россиян подпадают под изъятие активов и принудительное управление.
Учитывая актуальные ограничения, не секрет, что многие владельцы бизнесов начали разделять компании на отечественный и зарубежный рынок путем открытия филиалов или регистрации фирм в зарубежных юрисдикциях. С целью реализации стратегии развития предприниматели получают второе гражданство для себя и ключевых топ-менеджеров.
На примере одного из наших клиентов я расскажу, как получение гражданства Румынии помогло учредителю компании не только вернуться к стабильному режиму работы и обойти ограничения, но и значительно расширить позиции на европейском рынке. Гражданство ЕС в данном случае дало возможность предприятию развиваться и формировать безупречную репутацию на международной арене.
Оценка потребностей клиента
К нам в International Expert обратился владелец крупной IT-компании (название защищено политикой конфиденциальности), которая насчитывает более 200 человек. Предприятие изначально было ориентировано на западный рынок, но после 2022 года сотрудничать с партнерами из Европы и Америки стало крайне трудно. С российской регистрацией не удавалось внедрить бизнес-план по развитию и расширить круг потенциальных клиентов.
Вот с какими проблемами столкнулся клиент:
- крупные клиенты начали отказываться работать с фирмой из-за того, что юридически компания российская;
- бизнес-поездки сильно усложнились из-за проблем с выдачей виз и закрытием границ;
- компания потеряла несколько важных заказов из-за отсутствия возможности решить вопрос личным визитом в другую страну;
- переводы денег в валюте (это ощутили даже те, кто далек от бизнеса) стали настоящим квестом за счет актуальных ограничений для банковских операций;
- фирма не может официально приобрести программное обеспечение для работы, что прямо влияет на продуктивность и доход.
Владелец компании решил создать отдельный, не связанный с РФ, бизнес в Европе. Предварительно планировалась одна фирма в юрисдикции ЕС с перспективой открытия нескольких филиалов. Ключевых сотрудников с российской компании необходимо было перевести на руководящие должности в Европу. Реализовать такой бизнес-план с паспортами РФ практически нереально. Для решения этой задачи владелец компании обратился к нам.
Изначально был поставлен запрос на оформление второго гражданства для 10 ключевых менеджеров, чтобы они быстро смогли получить статус и занять свои должности в европейском офисе. При этом необходимо, чтобы руководители могли без ограничений ездить между ЕС и РФ. Для клиента было важно обеспечить визовую свободу сотрудникам, чтобы при желании они могли всегда посетить российский офис, а затем без проблем вернулись в европейский. А для этого топ-менеджерам необходимо сохранить оба паспорта.
Начальный анализ и подбор решения
Чтобы найти оптимальный вариант оформления второго гражданства, мы проанализировали 20 кейсов потенциальных топ-менеджеров, которые могли бы занять должности в зарубежной компании. Всего нужно было 10 таких сотрудников, но приоритет для перевода предоставлялся тем, у кого были основания для ускоренного получения паспорта ЕС. Хотя для одного специалиста учредитель все же выставил обязательное условие: «Нужно найти решение 100%».
Для этого мы изучили кейс каждого менеджера отдельно на предмет наличия критериев для упрощенного оформления гражданства Румынии. Проанализировав миграционную историю и наличие шенгенских виз в прошлом, удалось определить потенциальные сложности с получением статуса, согласно европейскому законодательству. Каждого сотрудника мы проверили на предмет участия в актуальных программах резидентства и определили самые быстрые и перспективные способы для релокации работников.
Наш анализ выявил у четырех с двадцати менеджеров прямые основания для получения паспорта Румынии по репатриации. Это были сотрудники, в родословной которых удалось найти корни из Украины, Молдовы и Беларуси. Их предки проживали в Румынии до 1940 года, когда часть этих стран была передана СССР.
Еще для трех сотрудников удалось истребовать документы с архивов и ЗАГСов. Подготовка к запросам и анализ имеющихся данных занял несколько недель, но в результате мы все же получили достаточное обоснование права на гражданство. Со своего опыта скажу, что наличие оснований для упрощенного оформления гражданства Румынии обычно удивляет клиентов, но это далеко не редкость. Множество россиян даже не догадывается о своем происхождении и почти каждый имеет предков из других стран.
Итак, всего удалось определить 7 сотрудников, документы которых мы начали готовить к подаче на упрощенное получение гражданства. Но для полноценного развития бизнеса этого было мало, поэтому мы приняли решение оформлять европейское резидентство еще для двоих топ-менеджеров. Одному из них нужно было получить право на переезд как можно быстрее, поэтому мы остановились на ВНЖ Сербии. Для другого более приоритетным был вариант оформления ВНЖ на длительный период. В результате выбрали резидентство Франции, которое выдается сразу на 4 года.
Почему остановились на гражданстве Румынии
Паспорт Румынии идеально подходил по множеству критериев, которые включал запрос клиента. Среди преимуществ румынского гражданства и упрощенной программы его получения:
- право на переезд в любую страну Евросоюза без виз или ВНЖ;
- отсутствие необходимости отказываться от гражданства России;
- минимальные требования для участия в программе получения гражданства;
- быстрые сроки получения статуса — от 12 месяцев;
- возможность включить в заявку на гражданство детей;
- право на паспорт без сдачи интеграционного теста;
- разрешение на семейную иммиграцию по программам воссоединения;
- простая регистрация и ведение предпринимательства в Европе;
- участие в государственных программах поддержки бизнеса с получением финансирования;
- упрощенное оформление патентов и торговых марок в рамках ЕС;
- эффективное взаимодействие с партнерами и инвесторами по всему миру;
- возможность открывать компании на территории любой из 27 стран ЕС;
- доступ к безвизовым путешествиям по 170+ странам.
В итоге румынское гражданство закрывало 100% потребностей бизнеса и позволяло эффективно вывести деятельность на международную арену. При этом сотрудники не потеряли бы свои паспорта РФ и возможности вернуться домой в любой момент. Да, далеко не для всех удалось найти сразу доказательства для участия в программе, но мы решили двигаться с текущими делами и параллельно искать варианты для остальных руководителей.
Как можно получить гражданство Румынии
Чтобы лучше разобраться в сути релокации бизнеса, важно понять общий принцип получения второго паспорта.
Румыния, как и большинство государств, предлагает стандартный процесс приобретения гражданства (натурализация), который предусматривает многолетнее проживание в стране на одном из доступных оснований. То есть, вы должны найти работу, поступить в местный университет или открыть бизнес, а затем переехать по визе и периодически обновлять ВНЖ.
Процесс натурализации в Румынии довольно-таки сложный и требует соблюдать изначальное основание для пребывания. В случае потери работы или отчисления из университета — вам придется покинуть страну, а срок натурализации обнулится.
Через 8 лет жизни в на территории Румынии вы сможете претендовать на гражданство. Для подачи документов понадобится выучить румынский язык и сдать экзамен, подтверждающий лингвистические навыки.
Натурализация — достаточно распространенный вариант получения гражданства, но она подходит тем, кто твердо решил связать свою жизнь с конкретным государством.
Репатриация — это процесс оформления статуса гражданина Румынии при наличии этнической и/или территориальной принадлежности. Упрощенная процедура позволяет кандидатам подать заявку без предварительного переезда в Румынию и даже без знаний государственного языка. Получение гражданства также не обязывает иммигрировать. Вы сможете оформить заграничный паспорт и пользоваться им по своему усмотрению.
На первый взгляд репатриация — это способ переезда для избранных, но это далеко не так. Множество наших клиентов получили румынские паспорта по упрощенной процедуре и успешно пользуются расширенными возможностями при трудоустройстве, учебе или путешествиях другими странами.
Получение гражданства Румынии на упрощенных условиях
Итак, давайте вернемся к нашему кейсу. В целом в начале 2022 года мы получили всего 7 отдельных дел, но общая процедура по каждому была примерно одинаковой. Изначально мы запросили все имеющиеся данные сотрудников, чтобы составить запросы в различные государственные органы России и других стран.
Процесс получения румынского гражданства выглядел примерно следующим образом:
- Сбор данных и подготовка документов. Были собраны исходные данные сотрудников, подготовлены запросы в государственные органы, оформлены справки о несудимости и другие документы. Каждое дело вел отдельный юрист, что позволило организовать параллельную подготовку досье и соблюсти сроки подачи заявлений.
- Подача заявлений на получение гражданства. Юристы сопровождали сотрудников в Министерство юстиции Румынии для подачи документов. Это исключило необходимость самостоятельного взаимодействия клиентов с местными чиновниками. Все заявления были поданы в апреле-мае 2023 года, а для каждого кейса был получен номер для отслеживания статуса.
- Срок ожидания на рассмотрение дела во многом зависит от чиновников и текущей нагрузки. Решение по заявке для одного из сотрудников мы получили сравнительно быстро. Фамилия и имя работника были включены в приказ о предоставлении гражданства в марте 2024 года. Это один из самых быстрых процессов на нашей практике, который приятно удивил. Остальные сотрудники получили свои приказы в июне-августе 2024 года.
- Получение гражданства. Первое решение по заявлению поступило в марте 2024 года, остальные сотрудники завершили процесс до августа того же года. Сертификаты о гражданстве были выданы после прохождения обязательной присяги.
- Получение паспортов и других документов европейского образца. Все сотрудники получили заграничные паспорта ЕС на 10 лет. Также были оформлены новые свидетельства о рождении и браке и румынские ID-карты (внутренние паспорта).
В результате, процесс проходил с минимальным участием заявителей. Это было одним из главных требований клиента по причине большой загруженности руководителей в текущих бизнес-процессах. Можно сказать, что с задачей мы справились на “отлично”.
Необходимые документы
Комплектация досье для подачи на гражданство Румынии отличается у каждого клиента. У кого-то право на гражданство подтверждают письма из архивов, у других выписки из реестров, а в некоторых — свидетельства о рождении предков. Касательно нашего кейса, у троих были практически все необходимые данные на руках, а для остальных мы искали доказательства долгих два месяца.
Для оформления гражданства Румынии понадобятся следующие документы:
- заполненная форма заявления;
- бланк описи представленных документов;
- подписанное согласие на обработку персональных данных;
- квитанция об уплате стоимости оформления карты гражданина в размере 90 RON (18 EUR);
- заграничный паспорт и его заверенная нотариально копия;
- справка о несудимости с апостилем и переводом на румынский язык;
- свидетельство о браке/разводе при наличии;
- шенгенская виза или другой документ, который позволяет находиться в Румынии для подачи документов;
- свидетельства о рождении, браке, разводе родственников по восходящей линии, которые подтверждают территориальную принадлежность.
С готовыми паспортами ЕС команда менеджеров могли посещать страны Евросоюза без виз в любое время.
Румынские паспорта на руках — возвращаем европейских клиентов
Как только первый из сотрудников получил паспорт, было принято решение начать регистрацию компании. В подборе юрисдикции наши юристы участвовали консультационно, чтобы определить самый перспективный путь развития бизнеса с точки зрения местных законов и налогов.
Изначально рассмотрели вариант Румынии и Эстонии, поскольку подоходные ставки в этих государствах одни из самых низких по ЕС. Но, кроме налогов, учитывали также простоту регистрации юридического лица и условия открытия банковского счета.
Эстония предлагает предпринимателям полностью цифровую модель управления бизнесом, которая сосредотачивает возможность регистрации компании и уплаты налогов онлайн. Кроме того, в стране действует ставка 0 % на реинвестированную прибыль. То есть, доход компании, который был использовал для расширения сети филиалов или открытия новых отделов, вовсе не облагается налогами.
Корпоративный счет в Эстонии открыли за день. На имя менеджера с гражданством Евросоюза арендовали офис. Европейские банки благосклонно относятся к владельцам паспортов ЕС и в целом процесс довольно быстрый. Кроме того, в Эстонии максимально упрощен процесс открытия личных и корпоративных счетов.
В конце лета новые румынские граждане получили превосходный шанс использовать безвизовые возможности паспорта Румынии. В Берлине проходила Вторая всемирная конференция по бизнесу, менеджменту и экономике, на которую были приглашены сотрудники компании. В октябре руководители компании посетили важное событие в Лондоне — The UK Black Business Show, а через неделю улетели в Сан-Франциско на TechCrunch Disrupt.
Рабочие процессы, конечно, были в приоритете, но даже на таких высоких должностях сотрудникам крайне важно было иметь возможность воссоединиться с семьей. Практически сразу нами был начал процесс оформления ВНЖ для супругов и детей. Члены семей граждан Европейского союза смогли получить в Эстонии резидентство сразу на 5 лет.
На сегодня компания зарегистрирована в ЕС и работает. Корпоративные счета открыты и фирма успешно принимает платежи из других стран. С актуальными европейскими партнерами менеджеры наладили связь через несколько месяцев после начала работы, а в начале следующего года также планируется запуск маркетинговой кампании на рынок Евросоюза для привлечения новых клиентов.
Как сделать все правильно и не облажаться
В целом процедура получения гражданства ЕС в Румынии выглядит довольно легко: нужно собрать документы, подать заявку и ждать решения. Но в процессе клиенты не наблюдают большинства проблем, с которыми сталкиваются юристы. Отказы от архивов, поиск данных по реестрам и трудности с обоснованием неподтвержденных данных — фактически львиная доля работы, которая остается за кадром. При чем сложности могут возникнуть, со стороны РФ и Румынии.
Однако, имея существенный багаж опыта работы с миграционными процессами и множество успешных кейсов, некоторые проблемы мы можем предвидеть еще до их возникновения. Наши юристы знают, как ускорить рассмотрение запроса в архивах и как нужно укомплектовать досье, чтобы подача на гражданство прошла гладко.
Тем предпринимателям, которые планируют получать гражданство Румынии, я могу дать следующие рекомендации.
Учитывайте все имеющиеся данные. Иногда даже несущественная на первый взгляд мелочь может сильно ускорить темп подготовки данных и повысить шансы на успешное получение гражданства. Какая-то информация может показаться вам не столь важной, но с юридической точки зрения — это находка.
Предоставляйте все документы. Большинство паспортов, военных билетов или свидетельств о рождении дедушек и бабушек сохранились далеко не в идеальном состоянии, но их все равно можно использовать для запроса дубликатов свидетельств о рождении. Обязательно учитывайте даже поврежденные документы, поскольку информация в них может быть использована для поиска по государственному реестру.
Соблюдайте требования Национального управления по гражданству. Autoritatea Națională pentru Cetățenie (ANC) может устанавливать отдельные процедуры подачи заявки и менять требования к документам. Важно располагать свежими данными, касательно комплектации досье.
Зарегистрируйте уведомление о получении второго гражданства в МВД России сразу же после оформления второго паспорта (не позже месяца после получения второго паспорта). Это поможет избежать возможных штрафов со стороны правоохранительных органов РФ.
Если вы не уверены в последовательности процедуры подачи документов или в том, что имеющихся данных хватит для получения гражданства, лучше обратиться к миграционным экспертам. Даже бесплатная консультация порой может принести понимание того, как правильно организовать процесс, чтобы максимально сократить временные и финансовые расходы на релокацию.
Как считаете, стоит получать второе гражданство, чтобы обойти санкции? Или лучше просто подождать? Поделитесь мнениями в комментариях.
annsweet991, посмотрите обязательно вот это видео — https://youtu.be/4-iaI-COal8
Также у нас на сайте есть отдельный раздел о румынском гражданства — https://international.expert/grazhdanstvo_rumynii.html
знаком с похожим решением. Но только делали не в Румынии гражданство, а в Армении. И потом с армянским паспортом открывали бизнес визы в Штаты
Не понятно почему при регистрации новой фирмы не остановились на Румынии все таки, а Эстонию выбрали. Условия или одинаковые или почти такие же. А геморроя в Румынии меньше было бы
Наталья, вы правы в том, что ощутимых различий нет. Выбрали Эстонии скорее по причине более понятной налоговой системы.
наши найдут выходы и обходы в любой ситуации :)
Хорошую схему придумали) Но о втором гражданстве нужно уведомлять и получается ТОПам которые в ЕС лучше не быть тогда юридически связанными с ру компанией
А что если человек захочет в РФ вернуться через какое-то время? Всякое бывает... Гражданство Румынии ведь чтобы не потерять нужно жить хоть иногда в Румынии этой самой или посещать по крайней мере. Или я не правильно понимаю?
Мика, оформление гражданства Румынии по репатриации не ограничивает заявителя в месте проживания ни до ни после получения паспорта. Грубо говоря, вы можете жить в России, Европе или Америке — это не имеет никакого значения.
Вернуться на Родину также есть возможность. Второе гражданство в любом случае остается.
И главное все законно) Отличная работа и результат. Главное — потребность клиента выполнена
Не проще было ВНЖ через бизнес сделать? В Сербии например или Венгрии
Вася, проще, но в данном случае вид на жительство не закрыл бы все потребности клиента. Гражданство Румынии (читайте — гражданство ЕС) дало намного больше возможностей и свободы действий.
Сделайте подробный гайд именно по нюансах получения румынского гражданства, интересен момент подачи документов и присяги в Бухаресте