С середины ноября начинаются крупнейшие в году — предновогодние — распродажи, которые продлятся до конца декабря. В ходе подготовки к ним следует обратить внимание на восемь ключевых моментов.
Изучите, на какие товары высокий спрос
Перед началом распродаж важно провести анализ текущих трендов. Изучите статистику продаж за пару прошедших лет, а также предложения конкурентов. Определите, какие товары будут пользоваться спросом на предстоящих распродажах, и подготовьте ассортимент с учетом предпочтений покупателей.
Изучать статистику продаж и спрос на те или иные категории товаров можно при помощи аналитических инструментов маркетплейсов либо с помощью внешних аналитических сервисов.
Следует также обращать внимание на то, какие товары подсвечивают в сезон маркетплейсы, на какие категории товаров есть скидки, в том числе на хранение на складах маркетплейсов — это означает, что эти товары пользуются высоким спросом.
Оптимизируйте ассортимент
Заблаговременно запаситесь товарами. Договоритесь с поставщиками о дополнительных поставках при возникновении необходимости и учитывайте возможные задержки в поставках.
Это важно. Во-первых, предновогодние распродажи и скидки привлекают множество покупателей и спрос на определенные товары может значительно возрасти. Закупка впрок позволяет избежать дефицита популярных товаров.
Во-вторых, цены на товары в сезон распродаж могут меняться. Закупка заранее помогает зафиксировать стоимость и защититься от повышения цен у поставщиков.
В-третьих, закупка заранее дает возможность оптимизировать логистические процессы: лучше планировать складские запасы и избежать спешки, которая может привести к ошибкам и срывам сроков доставки.
Запаситесь упаковкой
Пусть у вас будет вдвое больше упаковки, чем нужно. Лучше потратить лишнее позже, чем оказаться без упаковки в разгар высокого сезона.
Во-вторых, закупка упаковки оптом позволяет снизить ее стоимость за единицу и в конечном счете снизить общие затраты на упаковочные материалы, что особенно важно при больших объемах продаж.
Еще один момент, связанный с ценами. Цены на упаковочные материалы могут колебаться в зависимости от спроса и рыночных условий. Заблаговременная закупка упаковки помогает избежать ее неожиданного подорожания.
В-третьих, предварительная закупка упаковки помогает избежать спешки и хаоса, связанных с необходимостью срочного пополнения запасов во время распродаж. Это упрощает логистику и повышает эффективность процессов упаковки и отгрузки.
В-четвертых, покупая упаковку заранее, вы сможете лучше выбрать упаковочные материалы, соответствующие вашему бренду и требованиям к товару. Если вы планируете специальные предложения или подарочную упаковку, заранее закупленные материалы позволят реализовать эти идеи без задержек и дополнительных затрат в разгар распродаж.
Красивая и качественная упаковка сильнее привлекает покупателей, улучшает впечатление от покупки, позитивно сказывается на восприятии бренда и повышает вероятность повторных покупок.
Таким образом, заранее закупая упаковку, селлер может улучшить свои процессы, сэкономить деньги и улучшить покупательский опыт во время распродаж.
Определитесь с ценами
Подумайте о стратегиях скидок и акций. Применяйте психологические цены (например, 999 рублей вместо 1000) и ограниченные предложения для формирования иллюзии дефицита и ощущения срочности. Это побуждает клиентов к более быстрому принятию решений о покупке.
Установите разные уровни скидок для различных товарных категорий. Например, на самые популярные можно установить меньшие скидки, в то время как на менее популярные — более значительные, чтобы очистить запасы. Предлагайте прозрачные скидки: покупатели должны понимать, какую экономию они получают.
Создавайте специальные предложения, например, «Купи два — третий в подарок» или наборы товаров по сниженной цене. Это не только стимулирует продажи, но и помогает продвигать менее популярные товары.
Рекомендуйте сопутствующие товары с небольшими скидками, чтобы увеличить средний чек. Например, если покупатель приобретает подарок, предложите скидку на упаковку.
Перед распродажами протестируйте разные ценовые стратегии на небольшом количестве товаров. Это поможет понять, какие предложения работают лучше всего и какие скидки воспринимаются положительно.
Подготовьте витрину
Если вы продаете товары через сайт интернет-магазина, убедитесь, что он работает без сбоев на различных устройствах и экранах, особенно в пиковые моменты. Периодически тестируйте сайт на различных мобильных устройствах, чтобы убедиться в его функциональности.
Оптимизируйте сайт — как десктоп-, так и мобильную версию — или мобильное приложение для удобства пользователей и упрощения процесса покупки. Например, стоит наладить интуитивно понятное меню и структуру, чтобы пользователи могли легко находить нужные товары. Разумно также обеспечить возможность быстро связаться с поддержкой, добавив чат или контактные формы. Собирайте отзывы пользователей о процессе оформления заказа и поиске товаров — это поможет в дальнейшей оптимизации.
Обеспечьте быстрое и удобное оформление заказов. Например, добавьте многоуровневые фильтры (по категориям, брендам, ценам, размерам и прочим характеристикам — так, чтобы их можно было комбинировать) и поисковые функции, чтобы покупатели могли легко находить нужные товары. Рассмотрите возможность добавления функции поиска по изображениям, позволяющей загружать фото товара для поиска аналогичных.
Можно также позволить пользователям оформлять заказы без необходимости создания учетной записи — это упростит процесс и снизит количество брошенных корзин. Еще один способ упрощения процесса оформления заказа — использование функции автозаполнения для адресов и контактной информации. Полезно также предложить пользователям несколько вариантов оплаты (карты, электронные кошельки, наличные при доставке).
Если же вы продаете товары через маркетплейс, проверьте карточки товара на корректность, чтобы не было ошибок в их описании и форме. Желательно также объединить товары в одну карточку для облегчения процесса управления ими. При необходимости можно повысить привлекательность витрины, заменив или добавив фото, продающую инфографику, видео и прочий релевантный контент.
Позаботьтесь о рекламе
Запустите целевые рекламные акции в социальных сетях и на других платформах. Используйте email-рассылки для информирования о распродажах.
Активно используйте социальные сети для продвижения продукции и взаимодействия с клиентами. Попросите покупателей делиться своими впечатлениями и отзывами — это может значительно увеличить доверие к вашему бренду. Наличие свежих отзывов позволит покупателем опираться на них при покупке.
Оптимизируйте работу склада
Используйте программы для работы с маркетплейсами, чтобы избавиться от рутины и ускорить процессы. Если же у вас отсутствует собственная инфраструктура, разумно отдать задачи по хранению и доставке товаров на фулфилмент.
Позаботьтесь о том, чтобы в высокий сезон не возникало нехватки сотрудников. В условиях дефицита курьеров и складского персонала, который очевидно усилится в период праздников, вопрос заблаговременного обеспечения наличия необходимого количества сотрудников стоит особенно остро. Самый банальный и при этом самый распространенный способ привлечения сотрудников — повышение зарплат. Учитывайте это, рассчитывая операционные расходы.
Это очень важный момент. Сборка заказов на складе зависит не только от программ, но и от людей. При большом ассортименте на поиск товара может уходить много времени. Бывает, что на складе продавца ориентируется только кладовщик, а владелец магазина или другой сотрудник ничего не сможет найти. Если в самый разгар высокого сезона кладовщик заболеет — отгрузки встанут. Лучше такого не допускать.
Обеспечьте экспресс-доставку
В праздники и распродажи люди склонны совершать спонтанные или срочные покупки, например, когда на покупку подарка совсем не осталось времени и человек делает это в последний момент. Возможность доставить подарок в течение нескольких часов или даже за полчаса-час — важное преимущество перед конкурентами, у которой такой опции нет.
Второй момент: вне зависимости от сезона, хотя в особенности в праздники, россияне готовы платить за быструю доставку. По данным исследования «Яндекс Маркета» и компании GfK Rus, в городах, где есть опция экспресс-доставки, почти две трети пользователей предпочитают именно ее.
В-третьих, на сегодняшний день экспресс-доставка — доступная услуга для селлеров. Возможность подключить экспресс-доставку селлерам предоставляют все крупные маркетплейсы. А с конца октября — и Почта России.
С какими проблемами вы сталкиваетесь чаще всего в ходе сезона больших распродаж?