Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

7 ошибок позиционирования бренда


Как говорил известный в рекламных кругах Джон Хегарти: «Бренд — самая ценная недвижимость в мире. Это ваш собственный угол в чьём-то разуме». Но чтобы занять этот угол необходимо приложить усилия и правильно выстроить свое позиционирование. Что это такое, как его строить и каких ошибок стоит остерегаться расскажем ниже.

Что такое позиционирование

Почему говоря о Диснее мы представляем волшебный мир сказок, воплощённый как на экране, так и в самых фантастических парках? Почему, когда упоминаем BMW, то возникают ассоциации со скоростью, драйвом, а еще дерзостью на дорогах? Почему, когда вспоминаем Starbucks, то в голове всплывают твое имя на стаканчике, тыквенный латте и рождественские красные стаканчики? Потому что все это и есть грамотно выстроенный и спозиционированный бренд.

Бренд — это система устойчивых уникальных ассоциаций (отношений и ожиданий) в сознании аудитории, связанных с продуктом, которые выделяют его ценностное предложение на фоне конкурентов.

Но если бренд — это набор ассоциаций, то позиционирование — это процесс выстраивания образа компании или продукта в сознании целевой аудитории, т.е. это способ, которым этот набор ассоциаций представлен и воспринят в сознании целевой аудитории.

Ключевые составляющие позиционирования

При работе с позиционированием бренда мы должны ответить на несколько вопросов.

Кто мы? Формулируем определенные ассоциации, эмоции и ценности, которые мы и наши потребители связывают с брендом.

Результат: сформулированный бренд.

Что мы делаем? Здесь мы описываем наше уникальное торговое предложение (УТП), формулируем то, что делает наш продукт или услугу уникальным по сравнению с конкурентами, если это возможно. Но в мире, где любое УТП копируется довольно быстро, вы можете над этим вопросом подумать чуть шире — возможно, вы даете своим пользователям какой-то уникальный опыт или создаете сообщество вокруг своего продукта и тогда покупатель получает принадлежность к уникальной группе.

Результат: конкурентный анализ и УТП.

Для кого мы это делаем? Определяем нашу целевую аудиторию. Нам важно знать, кто наши покупатели, их потребности и предпочтения, их боли и «работы», которые они выполняют посредством наших товаров или услуг.

Результат: описанные сегменты целевой аудитории и потребительский инсайт.

Зачем мы это делаем? Важно понимать, какие стратегические задачи мы закрываем посредством создания бренда и позиционирования. Мы выходим на новый рынок, мы хотим привлечь новый сегмент целевой аудитории, мы выводим новый продукт или что-то другое? Понимание целей позволит нам впоследствии составить релевантную нашим задачам коммуникационную стратегию и затем измерить ее эффективность.

Результат: каскадирование задач от бизнес-стратегии к коммуникационной стратегии.

Как итог вы получите документ, позволяющий построить эффективную коммуникационную стратегию вашего бренда.

Типичные ошибки позиционирования бренда

Увы, но даже большие, классные бренды допускают ошибки в позиционировании. Давайте рассмотрим на примерах.

Отсутствие аутентичности. Когда бренд теряется в сознании потребителя среди ряда похожих, а УТП продукта слабое.

Помните, как раньше позиционировался бренд Dove? На четверть состоит из увлажняющего крема.

Сейчас же Dove про свободу красоты от стереотипов, и все рекламные кампании поддерживает и раскрывают это позиционирование.

Реклама Dove “На четверть состоим из увлажняющего мыла”
Реклама Dove “На четверть состоим из увлажняющего мыла”

Реклама Dove до смены позиционирования

Реклама Dove до смены позиционирования
Реклама Dove про свободу красоты от стереотипов
Реклама Dove про свободу красоты от стереотипов

Реклама Dove после смены позиционирования

Реклама Dove после смены позиционирования

Не выделять ключевые сегменты аудитории, а работать со всеми. Когда вы позиционируете свои товары или услуги для всех, это значит, что вы делаете их для никого.

Например, как сделал это Target в Канаде. Когда компания решила расшириться на канадский рынок, она предположила, что сможет повторить свой американский успех, не учитывая местные особенности. Вместо того чтобы сегментировать аудиторию и адаптировать свои предложения под конкретные потребности канадских потребителей, Target использовала стандартный подход и не учла ключевые различия, такие как культурные предпочтения и региональные особенности, например, языковые и ценовые ожидания. В итоге компания столкнулась с высоким уровнем цен и неудовлетворенностью клиентов, что привело к провалу в Канаде и закрытию всех магазинов в 2015 году.

Неправильное понимание целевой аудитории. Игнорирование потребностей и предпочтений своих покупателей может привести к неэффективным стратегиям и потере денег.

Эту ошибку ярко демонстрирует случай с автомобилем Tata Nano. Tata Motors позиционировала Nano как «самый дешевый автомобиль в мире», ориентируясь на низкодоходные слои населения в Индии. Однако эта стратегия провалилась. Целевая аудитория, несмотря на чувствительность к цене, не хотела ассоциировать себя с «дешевым» продуктом. Владение таким автомобилем воспринималось как потеря статуса, и многие потенциальные покупатели предпочитали мотоциклы или чуть более дорогие машины, которые считались более престижными. Это позиционирование не учитывало эмоциональные и социальные потребности рынка, что привело к провалу Nano в попытке завоевать свою целевую аудиторию.

Непоследовательность в коммуникациях. Она возникает тогда, когда компании в разных каналах транслируют разные сообщения и/или визуальные образы, тем самым путая потребителей и впоследствии теряя их доверие.

Возможно, вы помните кейс, когда Tropicana провела ребрендинг упаковки, который был встречен негативно. Новый дизайн оказался слишком похожим на другие продукты на полках, что привело к путанице среди потребителей. В результате компания вернулась к предыдущему дизайну упаковки через два месяца после ребрендинга. Плюс ко всему компания использовала разные дизайны упаковки для онлайн- и офлайн-рекламы. Новый дизайн упаковки был запущен в магазинах, но реклама на телевидении и в интернете часто показывала старый дизайн, что создало путаницу среди потребителей и снижало эффективность рекламных кампаний.

Ребрендинг упаковок сока Tropicana
Ребрендинг упаковок сока Tropicana

Неудавшийся ребрендинг Tropicana

Неудавшийся ребрендинг Tropicana

Игнорирование изменений на рынке. Часто происходит с теми, кто уже завоевал место в сердцах своих покупателей, но не придал значения появившимся трендам или изменению потребительского поведения.

Я думаю, многие из нас имели дома пленочные фотоаппараты Kodak, но компания не адаптировалась к переходу на цифровую фотографию несмотря на то, что она сама разработала цифровые технологии, что в конечном итоге привело к банкротству. Похожая ситуация случилась с Nokia.

Неправильный выбор каналов коммуникации. Бывает тогда, когда вы не понимаете, где находится ваша целевая аудитория.

Sears, одна из крупнейших розничных сетей в США со 100-летней историей, не смогла адаптироваться к меняющимся условиям рынка и не использовал онлайн-каналы для привлечения клиентов вовремя. Несмотря на популярность интернет-шопинга, компания не инвестировала достаточно в свой онлайн-магазин, что привело к потере клиентов и в конечном итоге к банкротству.

Игнорирование конкурентного анализа. Когда вы не учитываете сильные и слабые стороны своих конкурентов, их активный рост может стать для вас неожиданностью.

Так произошло, например, с Yahoo, который в начале 2000-х был одним из лидеров в поисковых системах, но проигнорировал рост Google. Yahoo пытался конкурировать в нескольких направлениях одновременно (новостные сервисы, развлечения), но не инвестировал достаточно в развитие своего поискового алгоритма. Google, в свою очередь, сосредоточился на улучшении поиска и создания рекламной платформы AdWords. В результате Google стал лидером рынка, а Yahoo потерял значительную долю.

Последняя и самая неприятная ошибка при выстраивании позиционирования бренда своей компании или продукта — это отсутствие зарегистрированного товарного знака. Вы можете делать все абсолютно правильно и инвестировать огромные бюджеты в развитие, но пока у вас нет свидетельства о регистрации, любой может воспользоваться вашим брендом и скопировать его.

Все примеры, которые я привела в этой статье, показывают, как пренебрежение каким-либо пунктом в построении позиционирования может повлечь за собой финансовые потери и навредить вашей репутации.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Евгения Сергеева
Евгения Сергеева

С какими ошибками вы сталкиваетесь чаще всего?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации