Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Защита и укрепление цифрового портрета предпринимателя


В последние годы в России наблюдается стремительный рост числа киберпреступлений, связанных с мошенничеством. Злоумышленники все чаще используют передовые технологии, такие как кража паролей от личных кабинетов приложений, социальных сетей, электронных почт и кошельков до «угона» аккаунтов в ТГ, создания цифровых двойников посредством технологии дипфейка в целях получения доступа к персональным данным ничего не подозревающего гражданин и даже его счетов.

Попробуем в этом разобраться и облегчить путь предпринимателя.

Скорость распространения цифры

История с перепродажей и арестом квартиры народной артистки РФ Ларисы Долины, в которой имело место именно мошенничество с криптокошельками, либо множество случаев, когда злоумышленник получает связку ключей для входа в Госуслуги, а там — всё — стали, увы, следствием уязвимости абсолютно любого человека, вне зависимости от статуса, должности, дохода. И здесь пробел уже не в правовом и цифровом нигилизме, а в скорости распространения цифры.

Хакеру достаточно получить пароль от входа к Госуслугам, чтобы превратить собственника данных в узника

От гражданина сегодня практически на каждом шагу, при обращении как в государственную, так и в коммерческую структуру требуют не просто ФИО, телефон и электронную почту, а целый набор биометрики, скан паспорта. Все данные подгружаются в ГИС — специальные базы данных, к которым доступ есть только у государственных органов, спецслужб, финансовых учреждений и даже у ряда коммерческих организаций как банков, страховых и микрофинансовых компаний, а также операторов финансовых платформ. Хакеру достаточно получить пароль от входа к Госуслугам, чтобы превратить собственника данных в узника.

Согласно данным Министерства внутренних дел РФ, в 2024 году количество зарегистрированных киберпреступлений в стране выросло на 35% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее распространенными видами цифрового мошенничества стали:

  • хищение денежных средств с банковских счетов;
  • взлом корпоративных информационных систем;
  • распространение вредоносного программного обеспечения;
  • шантаж с использованием цифровых технологий.

Кража паролей от соцсетей — одна из наиболее распространенных схем хищения личных данных. Мошенники используют различные методы, от фишинговых сайтов до вредоносного программного обеспечения. Завладев учетными данными, они могут выдавать себя за реальных владельцев страниц и обращаться к друзьям и знакомым с просьбами о денежной помощи, якобы из-за сложной жизненной ситуации.

Применение технологии дипфейков — еще одна опасная тенденция. Злоумышленники создают реалистичные поддельные видео или аудиозаписи, на которых человек, как будто просит о финансовой помощи. Такие фальшивки очень сложно отличить от оригинала, поэтому многие граждане попадаются на уловку мошенников.

Что такое цифровой портрет?

Цифровой портрет человека, предпринимателя, госслужащего состоит не только из цифрового профиля, который виден спецслужбам по официальному запросу.

Цифровой портрет персоны — это ваше цифровое досье, иначе публичный след в информационном и социальном пространстве, который состоит:

  • из цифрового профиля;
  • вашего статуса публичной личности как первого лица компании, владельца бизнеса, топ-менеджера.

Если цифровой профиль формируется из различных баз данных — от ФСС до бюро кредитных историй. Как отмечали выше, доступ к нему могут получить не только государственные органы, но и коммерческие организации, такие как банки, страховые компании, брокеры и другие участники финансового рынка. То ваш публичный статус — это ваша деятельность как участника виртуальной рынка данных, где и что вы опубликовали и запостили.

Защита цифрового портрета и противодействии кибермошенничеству. Как это работает?

Защита цифрового портрета является ключевым элементом в противодействии кибермошенничеству. Что может сделать предприниматель, чтобы обезопасить себя от риска «угона» аккаунта или паролей, использование отдельных выдранных из сюжета и контекста фраз, фото, видео в дискредитирующих целях?

Предотвращение кражи личных данных. Тщательный мониторинг и защита цифрового профиля снижает риск утечки персональных сведений, которые могут быть использованы злоумышленниками для различных мошеннических схем.

Борьба с поддельными аккаунтами. Выявление и удаление фейковых страниц, созданных под вашим именем, предотвращает их использование в целях обмана и вымогательства.

Нейтрализация дипфейков. Мониторинг публичного пространства и оперативное реагирование на появление поддельных аудио/видео материалов с вашим участием помогает быстро нивелировать их негативное влияние.

Купирование и предотвращение распространения негатива и критических для персоны упоминаний в информационном и социальном полях.

Защита репутации. Информационная реабилитация как профессионала, работодателя в глазах общественности и целевой аудитории после намеренных клеветнических атак с целью подрывы репутации персоны.

Целенаправленная работа по формированию достоверного цифрового портрета повышает уровень доверия к Вам со стороны партнеров, клиентов и инвесторов.

Далее я расскажу вам два реальных кейса из практики нашего коммуникационного агентства «Практика».

Кейс 1. Предпринимателю отказали в открытии счета в банке из-за негативных публикаций в интернете

Этот кейс о выявление информационной утечки и устранение негативных публикаций в международных источниках. Заказчик обратился в агентство с проблемой, что в дружественной зарубежной стране ему отказали в открытии счета в банке из-за негативных публикаций в интернете.

При выдаче в российской поисковой системе негативных упоминаний обнаружено не было, поэтому стали рассматривать международные поисковые системы и обнаружили, что действительно в определенном перечне взаимосвязанных между собой интернет-ресурсов (не СМИ) были опубликованы материалы с недостоверной и даже компрометирующий статус предпринимателя информацией.

Агентство разработало дорожную карту по выявлению:

  •  диффамации и порочащей информации в статьях;
  • использования персональных данных физического лица без его согласия — фото, сведения частной жизни;
  • обнаружение источника распространения недостоверной информации;
  • подбор способов исключения ссылок на данные тексте с привязкой к заявителю.

Расскажу подробнее, что мы сделали.

Анализ юрисдикций. Изучили законодательство стран на предмет работы с персональными данными, где были опубликованы негативные материалы. К примеру, статья 17 Генерального регламента ЕС о защите персональных данных (GDPR) определяет «Право на удаление». Так, в Преамбуле 65 к GDPR сказано: «В частности, субъект данных должен иметь право на удаление его персональных данных и прекращение их обработки, когда персональные данные уже не нужны для целей, в которых они собирались либо обрабатывались иным способом, либо когда субъект данных отозвал свое согласие или возражает против обработки касающихся его персональных данных, либо когда обработка персональных данные не соответствует настоящему Регламенту».

В ОАЭ основной закон «О защите персональных данных» (Federal Decree Law № 45 of 2021 of the Protection of Personal Data (PDPL) применяется ко всем обработкам в Onshore (компании, зарегистрированные на основной территории ОАЭ, кроме свободных экономических зон, и ведущие свою деятельность в ОАЭ). Помимо него есть законы, конкретизирующие обработку персональных данных в отдельных отраслях. Законы о защите персональных данных свободных экономических зон (DIFC, ADGM) имеют приоритет над федеральным законом (PDPL).

Определение, какие существуют правовые механизмы для удаления или опровержения информации.

Установка контактов с операторами. Применение «права на забвение», «права на удаление» в отношении контента, содержащего недостоверную, устаревшую, неактуальную информацию, а также сведения, нарушающие конституционные права гражданина.

Работа с локальными СМИ. Подготовка имиджевых статей, которые меняют фокус на более позитивные аспекты деятельности бизнес-объектов заказчика в регионе присутствия, что помогло компенсировать негатив.

Кейс 2: Информационная реабилитация предпринимателя

У предпринимателей в силу специфики их деятельности, делового климата, межличностных коммуникаций, неопределенности в условиях на завтра — часто возникают ситуации, когда с тёмным прошлым в светлое будущее не берут. И незавидные страницы молодости, ошибки со шлейфом уголовного преследования — становятся главной хроникой для соцсетей и некоторых изданий.

Что нужно знать

В соответствии с п.6 ст.86 УК РФ, «Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью». Таким образом, после снятия судимости с гражданина РФ, он не считается судимым, а значит имеет право на информационную реабилитацию, а также по своему требованию к поисковым системам исключить сведения о своей частной жизни из открытых источников. Однако это не распространяется на лиц, чьи уголовные деяния являются общественно опасным или важным эпизодом (Об этой категории информации будет отдельная статья).

Каждому гражданину РФ нужно знать, что Конституция РФ гарантирует гражданам не только право на свободу получения и распространения информации, но и право на частную жизнь. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и является преступлением, предусмотренным ст. 137 УК РФ.

Как добиваемся права на информационную реабилитацию:

  1. Идентифицируем источники, определяя какие именно публикации содержат устаревшую и неактуальную информацию о событиях.
  2. Создаем позитивный контент: разрабатываем статьи и публикации, которые подчеркивают достижения гражданина, его вклад в общество и т.д. Это позволяет создать более сбалансированное отображение его личности в информационном пространстве.
  3. Запускаем «Право на забвение», требуя удаления ссылок на статьи с содержанием персональных данных заявителя и неактульных сведений в силу решений/определений суда.
  4. Работаем со СМИ, редакторами ТГ-каналов и блогерами с целью реанимирования публичного статуса гражданина (предпринимателя) в инфополе.

Почему бизнесмену важно тщательно следить за своим цифровым портретом?

Любая негативная информация в открытых источниках, будь то статьи в СМИ или комментарии в соцсетях, может стать серьезной заслонкой всем вашим заслугам и важным общественным проектам при подготовке к публичному размещению акций на бирже, либо при открытии счета в случае с международными проектами в других странах.

Анализ и мониторинг существующей публичной позиции — это крайне важный первый шаг в защите и укреплении цифрового портрета предпринимателя.

Уделите внимание поиску «цифровых двойников» — фейковых аккаунтов или публикаций для мошеннических схем

Мониторинг цифрового следа позволяет отслеживать любые изменения, появление новых упоминаний или активности, которые могут нести риски для репутации. Особое внимание стоит уделить поиску возможных «цифровых двойников» — фейковых аккаунтов или публикаций, которые могут быть использованы в мошеннических схемах.

 Форма заявки на исключение ссылок из поисковой системы Google
 Форма заявки на исключение ссылок из поисковой системы Google

Варианты форм для подачи заявлений на исключение ссылок из поисковой системы Google с содержанием персональных данных гражданина по одной из категорий

Варианты форм для подачи заявлений на исключение ссылок из поисковой системы Google с содержанием персональных данных гражданина по одной из категорий

Также важной и непростой задачей является восстановление репутации после негативных публикаций в соцсетях и СМИ. Здесь арсенал пополняется такими возможностями, как работа с поисковыми системами через «Право на забвение» по ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»; и со СМИ через «Право на ответ» согласно ст.46 Закона «о СМИ».

Важно комплексно подходить к восстановлению репутации, сочетая оперативное реагирование на критику с долгосрочными мерами по формированию позитивного образа предпринимателя. Такой подход позволит нивелировать негативные последствия и вернуть доверие целевой аудитории.

Только проведя всесторонний аудит своего цифрового портрета, предприниматель сможет перейти к следующим шагам по его защите — устранению негатива, нейтрализации рисков и укреплению позитивного имиджа. Это трудоемкий, но крайне необходимый процесс в современных реалиях.

 Заявка на исключение ссылок из поисковой системы Яндекс
 Заявка на исключение ссылок из поисковой системы Яндекс

Обработка заявки на исключение ссылок с информацией, содержащих персональные данные гражданина РФ, поисковой системы Яндекс

Обработка заявки на исключение ссылок с информацией, содержащих персональные данные гражданина РФ, поисковой системы Яндекс
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анна Штырлина
Анна Штырлина

Знали ли вы раньше что такое цифровой профиль и как его можно обезопасить?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации