Задач при подборе сотрудников множество: от подбора и оценки персонала до адаптации сотрудников в компании, выстраивание взаимоотношений в коллективе и сборка высокоэффективных команд. А иногда и разработка стратегии карьерного роста для сотрудников крупных корпораций и холдингов. Расскажем о том, как Модель процесса коммуникации PCM (Process Communication Model) становится одним из функциональных инструментов для достижения этих целей.
Что такое PCM и чем она полезна?
Модель процесса коммуникации Process Communication Model (PCM) — это научно-обоснованная модель понимания поведения человека через паттерны общения, с корнями в транзактном анализе. Она позволяет по структуре речи, словам и невербальным сигналам определить:
- Как собеседник коммуницирует, чтобы говорить с ним на комфортном для него «языке» и убеждать с помощью понятных для него аргументов.
- Что дает ему мотивацию, чтобы повысить производительность каждого члена команды, предвосхищать выгорание и закрывать актуальные потребности.
- Как он ведет себя в стрессе, чтобы распознать стресс в самом начале, и в случае конфликта и непонимания умело развернуть коммуникацию в конструктивное русло.
Модель процесса коммуникации (РСМ) позволяет понять, какой стиль взаимодействия более эффективно использовать и в коммуникации с конкретным человеком, и в управлении динамикой целой команды, поскольку дает понимание ролей, которые люди занимают и хотят занять.
Это помогает:
- выстроить слаженный процесс работы;
- минимизировать разногласия;
- находить общий язык с любым собеседником;
- идентифицировать и понять типы личности;
- улучшить межличностную коммуникацию;
- управлять стрессом и повышать эффективность;
- предотвращать и разрешать конфликты;
- оценивать и развить лидерский потенциал.
Чем PCM может помочь HR?
Модель процесса коммуникации (PCM, Process Communication Model) для HR сейчас становится даже не дополнением к компетенциям, а полноценным инструментом софт-навыков в мастерстве коммуникации. И развить его наиболее эффективно можно на корпоративном тренинге по эффективным коммуникациям.
Что HR-специалисты могут получить по итогам тренинга:
- Повысить собственную эффективность и тем самым обеспечить большую продуктивность своей компании: высокое качество найма и снижение «текучки» кадров.
- Стать более вовлеченным собеседником и научиться эффективно общаться с разными типами личности, а значит, лучше проектировать корпоративные программы.
- Научиться быстро и безболезненно адаптировать в команду новых сотрудников и сократить время на онбординг.
- Закрывать вакансии быстрее и четче понимать потребности соискателей и компании.
- Управлять конфликтами: определять их на стадии зарождения, диагностировать и предотвращать, легко видя причины недомолвок. Как следствие — улучшение динамики и атмосферы в коллективе.
- Стать проектировщиком карьерного роста сотрудников компании. Понимая потребности сотрудников и их сильные стороны, составлять индивидуальные планы развития.
Кроме того, освоение РСМ и применение ее в профессиональной среде помогает понять свои сильные и слабые стороны, эффективнее взаимодействовать с командой, партнерами и руководителями на более высоком и качественном уровне, наладить кросс-функциональное взаимодействие между отделами. Также предотвратить выгорание и реализовать свои потребности, обходя недопонимание.
Поддержка при найме: выбирать не только по навыкам, но и по способности взаимодействовать с командой
Конечно, одним из ключевых аспектов бизнеса, где может помочь Модель процесса коммуникации (РСМ) — это поиск сотрудников и собеседования. Подбор кандидатов заметно облегчает умение «прочесть» его сильные и слабые стороны, совместимость с действующей командой и возможности.
Екатерина Павлова — HR Директор медицинской клиники, для которой было важно решить кадровые вопросы: удержать талантливых сотрудников, ускорить адаптацию новичков, особенно в первые 3 месяца работы, а также управлять конфликтами и поддерживать мотивацию сотрудников.
Применение модели помогло в следующем:
- при найме на первом собеседовании появилось умение определить тип личности и поведение кандидата и выбрать тех, кто обладает навыками, опытом, а также способен эффективно взаимодействовать с командой, адаптироваться к корпоративной культуре и справляться со стрессовыми ситуациями;
- в компании своевременно реагируют на возможные конфликты и стрессовые ситуации;
- укрепилась лояльность и уверенность сотрудников в том, что их ценят и понимают.
Екатерина отметила, что применение модели оказалось успешным не только при знакомстве с новичками, но и корректировке взаимодействия внутри уже слаженной команды для создания внутри благоприятного микроклимата.
«Я как HRD считаю Модель процесса коммуникации (PCM) мощным инструментом, который значительно повышает эффективность подбора персонала и улучшает взаимоотношения в команде. Эта модель помогает лучше понять индивидуальные особенности кандидатов и сотрудников, что критически важно для успешного найма и удержания талантливых специалистов.
Использование коммуникационной модели PCM в ежедневной работе с сотрудниками способствует созданию более гармоничной и продуктивной рабочей атмосферы, и это приводит к повышению эффективности работы всей организации».
Екатерина Павлова
HR Директор медицинской клиники
Цель: видеть триггеры и правильно ставить задачу
Во многом, приобретая в инструментарии PCM, HR-специалисты прокачиваются не только как профи, но и как обычные собеседники. Все за счет верного понимания важных моментов для своего визави в диалоге, а также понимания природы конфликтов, реакции в них разных людей и правильных рычагах урегулирования стресса.
Марина Волобуева — бизнес тренер HRBP, T&D. В качестве hr работала в разных компаниях и чаще всего сталкивалась со следующими проблемами:
- найм синих воротничков;
- адаптация новых сотрудников;
- передача знаний и умений от опытных сотрудников новичкам;
- снижение уровня конфликтности/токсичности в коллективе;
- сбор высокоэффективных команд, которые будут достигать результатов компании.
О РСМ Марина узнала задолго до обучения, и по его итогам смогла решить не только поставленные задачи, но также увидела дополнительные бонусы:
- более легкая идентификация сотрудников, сдача отчетов и выстраивание коммуникации с руководителями и с коллегами;
- большее понимание стратегии поведения на переговорах с сотрудником;
- эффективная адаптация новых сотрудников и выстраивание внутренней системы наставничества и передачи опыта;
- снижение уровня конфликтности в командах и составление высокоэффективных рабочих групп.
«За методом я наблюдала очень давно. Прицеливалась к тренерам. В итоге обстоятельства сложились так, что я попала к Евгении Чертаринской на базовый курс. Обучение было информативным, полезным и насыщенным большим количеством структурированной информации. Я узнала много нового о PCM-методе и его применении в различных областях коммуникационного процесса. Разные люди, разные триггеры — теперь стало более четко и понятно. Есть ясность, кто я и куда мне двигаться.
Легко применимо для меня стало понимание того, что если внутри человек не ок, то и снаружи он будет транслировать не ок. Что все типажи по-разному реагируют на постановку задачи и если знать как ее ставить то можно избежать многих неприятных моментов. Инсайтом для меня стало понимание своей семьи и подход к близким. Понимание себя и своих реакций. Отпустило сильное ожидание от себя и от других.
Я считаю, что PCM-метод является очень эффективным инструментом для коммуникации и решения проблем в различных сферах. Он позволяет увидеть полную картину и выявить скрытые связи между различными факторами».
Марина Волобуева
Бизнес-тренер HRBP, T&D
Помощь компаниям в период перемен
Для сотрудников большинства сфер Модель процесса коммуникации (РСМ) станет полезным умением, которое выводит общение на более качественно высокий уровень. Однако для управленцев модель можно смело отнести к хард-скиллз и базовым умениям, которое упростит работу в разы.
Павел Лемешко — HR-директор компании в сфере коммерческой недвижимости, строительства, редевелопмента и управления офисными пространствами. В период реформации компании перед ним, как перед управленцем, встали новые задачи: необходимость определения новых ролей сотрудников в компании при ее структурной реформации, а также выстраивание траектории развития сотрудников в новых реалиях.
Обучение РСМ помогло в следующем:
- налаживание межличностного общения в коллективе и снижение конфликтности;
- четкая схема типирования сотрудников и понимание их потребностей и возможностей;
- оценка лидерского потенциала, текущей и следующей стадии развития личности сотрудника при назначении на руководство проектами;
- регулирование уровня стресса сотрудников;
- понимание, как поддерживать мотивацию сотрудников и поощрять их правильно.
На обучение Павел пошел, так как знаний о ситуационном менеджменте для текущей задачи было недостаточно, и готового, прозрачного инструмента оценки не было. Первым обучение PCM прошел генеральный директор компании, после тренинг посетили еще 10 сотрудников, включая Павла. Важным открытием стала применимость модели в планировании карьерной траектории и прокачке своих сотрудников «изнутри».
«Мы предварительно изучили с коллегами, что это такое, чтобы посмотреть, совпадает ли это с картинкой, которая сложилась до обучения. Я относился, скажу честно, скептически, поскольку предпочитаю точные тестирования. Но при подробном изучении, сопоставления краткосрочной и долгосрочной мотивации сотрудника, его характера, поведенческих привычек с результатами PCM, мы нашли ответы на многие вопросы.
Сейчас для меня РСМ — своего рода хард скилл в теории управлении людьми. Все мои многолетние теории менеджмента как будто не раскрывали всех тонкостей. Я разобрался в системе. Понятно, я не уверен 100% в некоторых суждениях, но что до фазы — есть поведенческие индикаторы, которые есть только у этих типов, и там ошибиться практически невозможно».
Для меня, как для HR, который заинтересован в развитии, карьерном росте сотрудников, важно обращать внимание и на потенциальные фазы, которые у него могут быть. Например, одна из моих сотрудниц находилась тогда в фазе Душевного. А следующая ее фаза была — Деятель, более полезная в работе. Я после тренинга создал для нее максимально стрессовую ситуацию, чтобы раскрыть потенциал. Дал задачу возглавить проект, в котором она ранее не участвовала. Знал, что будут слезы, море переживаний, но при этом, по предварительной оценке с точки зрения РСМ модели, я понял, что ее уже хорошо прокаченный Деятель ее вытащит. Так и получилось, она однозначно справилась со всем 100%, стала и морально сильнее. При этом я был с ней максимально открыт и честен, чтобы помочь ей справиться, дать понимание моего плана и сбалансировать уровень стресса, чтобы она не выгорела. У меня эксперимент сработал, но не для всех это подойдет.
Еще, что применяется активно не только мной, но и другими нашими менеджерами, которые прошли обучение — понимание, кого и как хвалить. Раньше мы были скупы на обратную связь и не понимали, почему мотивация падает. Хвалить нужно всегда, но хвалить по правильному.
Это еще и навык командообразования, чтобы каждый понимал сильные стороны и особенности друг друга, области для развития. Отдельно понравилась ситуация с отрицательным удовлетворением психологических потребностей. Это тоже дает очень много объяснений в ответе на вопрос: «почему человек ведет себя так»?»
Павел Лемешко
HR-директор компании в сфере коммерческой недвижимости, строительства, редевелопмента и управления офисными пространствами.
Преимущества для бизнеса и для жизни, которые можно раскрыть при помощи PCM
Модель процесса коммуникации PCM дает преимущества не только для HR, но и для всех других сфер бизнеса, где присутствует межличностное общение. Однако именно в сфере работы с персоналом компании навык эффективного общения и глубокого понимания людей выходит на первый план.
Модель процесса коммуникации (Process Communication Model) позволяет видеть более глубокие
слои личности не только ваших собеседников или коллег, но и помогает разобраться в собственном внутреннем мире, потребностях и особенностях прохождения стрессовых ситуаций. Именно поэтому РСМ является не только бизнес-инструментом, но и огромным пластом для личностного развития.
Понимание того, как мы коммуницируем, важно каждому человеку жизни. Что говорить о тех, чья профессия требует не только постоянного общения, но и формирования слаженной команды, оценки сильных сторон сотрудника и его точек роста, а также модерировании ситуации внутри коллектива, в том числе в критических ситуациях. PCM — это инструмент, которым HR могут пользоваться на любом из этапов своей работы, чтобы не только создавать сильные группы, но и делать доступным для каждого из их участников карьерный рост и индивидуальное развитие. И обучение HR этому инструменту — это огромный вклад в работу компании для руководства.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Использовали ли вы Модель процесса коммуникации (PCM) для целей бизнеса, например, для улучшения коммуникаций в команде или подбора специалистов?