Персональный брендинг кажется новой концепцией, хотя он давно существует в мире PR и рекламы. По сути, сам термин был придуман для эпохи Интернета как некий прообраз реального человека в онлайн-мире. При этом Джилл Эйвери, старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса по курсу „Личный брендинг“, замечает: «Каждый раз, когда мы устраиваемся на работу или боремся за повышение, пытаемся привлечь клиента или завести новое знакомство, нам приходится рекламировать себя». То есть персональный брендинг не является задачей лишь знаменитостей и влиятельных людей. Это стратегическая инвестиция в будущее, которая может принести многочисленные преимущества.
Основные причины построения личного бренда
Можно выделить две основные причины, которые движут к построению сильного личного бренда.
Коммерческая. Люди покупают у людей. Поэтому любому бизнесу нужно ассоциировать товар с “продавцом”. Когда за логотипом стоит конкретная личность и ее надежная репутация, вероятность покупки выше. То есть создание авторитетного бренда и поддержание сильной репутации — это не столько приятность и поглаживание эго, сколько важный шаг к увеличению доходов.
Согласно брендинг-статистике за 2024 год, собранной американской платформой Gaggle Amp, 81% потребителей утверждают, что доверие к бренду является решающим фактором при принятии решения о покупке. А 46% опрошенных готовы переплатить за известные и надежные торговые марки.
Вторая причина — репутационная. Недавно к коллеге обращались с запросом о продвижении предпринимателя, который не столько хотел пиарить свой бизнес, сколько зарекомендовать себя благородным человеком, порядочным семьянином и филантропом. Да, эта активность молниеносно не принесет ХХ%-ную наценку на услуги. Но послужит прекрасной визитной карточкой и увеличит количество позитивной информации о персоне в инфополе. Ту самую Share Of Voice (“долю голоса”), которая измеряет процент узнаваемости бренда/компании/продукта на рынке. И за которую бьются все пиарщики и маркетологи.
Как же прекрасно сказал основатель компании “Amazon” Джефф Безос: «Ваш бренд — это то, что другие люди говорят о вас, когда вы не в комнате».
Личный бренд и профессиональный рост
Построить личный бренд — это инвестировать в себя и в свою экспертность. Заявить, что вы не просто профессионал, а обладатель уникальных знаний, опыта и ценностей, которые транслируете в мир.
Почему личный бренд важен для профессионального роста? Ответов может быть несколько и все они лежат в области целеполагания. Просто спросите себя: чем вам поможет сильный персональный бренд?
Варианты:
- Станете узнаваемым и получите дополнительные возможности от известности,
- Привлечете клиентов или отстроитесь от конкурентов,
- Назначите стоимость своей продукции и услуг выше среднерыночной (как опция, снизите расходы на продвижение),
- Наладите работу с административным ресурсом, добьетесь преференций,
- Прослывете экспертом и авторитетом для партнеров и сотрудников,
- Прекрасно понимаете, что в сложные времена были, есть и будут преимущества у людей-брендов.
Список можно продолжить в зависимости от долгосрочных планов и краткосрочных тактик. Хотя все уже выглядит более, чем убедительно. В современном мире, где конкуренция высока, личный бренд становится мощным инструментом для достижения успеха. Это не просто имя или логотип, а комплексное восприятие вас как специалиста.
Как создавать и развивать личный бренд
Алгоритм создания и развития персонального бренда достаточно прост. По мне, он сильно напоминает продумывание маркетинговой стратегии.
В первую очередь, определяемся с целями построения личного бренда. Тут точно помогут ответы про цели из предыдущей главы.
Далее проводим объективный аудит. То есть честно отвечаем на вопросы:
- Что вы собой представляете?
- Где ваш опыт и компетенции?
- В чем сильные и слабые стороны?
- В конечном счете, какова ваша ценность для общества?
Так вы без труда определите свою нишу, поймете, в каком разрезе будете интересны как эксперт.
С пониманием своей ценности приходит понимание целевой аудитории. То есть читателей, слушателей, зрителей, которых вы, потенциально, привлечете.
- В чем потребности этой публики?
- Где область желаний?
- Каков социально-демографический портрет?
Чем больше деталей, тем проще сформировать правильное позиционирование.
После того, как определились с аудиторией и подходящей самопрезентацией, начинайте рассказывать о себе историю, которой поверят. По тем каналам, что интересны и доступны вашей публике.
Социальные сети, СМИ, мероприятия — разработайте медиа-карту: что, куда, когда, как и с какой целью размещать.
Не забывайте, что важно уметь при построении личного бренда:
- создавать контент;
- публично выступать;
- общаться с людьми.
И, наконец, растите вместе со своим брендом, мотивируйте. Заслуженно добавляя хэштег #эксперт к своему имени.
Пример успеха
Из вышесказанного очевидно, что правильно выстроенный личных бренд — это защита от возможных кризисов, увеличенный финансовый доход и прочное положение на рынке.
В качестве примера успеха хочу привести Ким Кардашьян. Это предпринимательница, феномен социальных сетей с сотнями миллионов подписчиков, мать четверых детей, владелица нескольких популярных торговых марок. На 2024 год, по данным Forbes, ее состояние оценивается 1,7 миллиарда долларов США.
Мисс Кардашьян родилась 21 октября 1980 года в Лос-Анджелесе (Калифорния). Ее восхождение к славе и формирование личного бренда началось благодаря семейному реалити-шоу «В ногу с Кардашьянами». Однако амбиции и успех Ким вышли за пределы индустрии развлечений и привели ее к созданию бизнес-империи, охватившей моду, красоту, технологии и многое другое.
Умелое использование армии подписчиков в социальных сетях стало движущей силой в развитии косметической марки KKW Beauty. А бренд корректирующей одежды SKIMS, привлекший внимание благодаря инклюзивному подходу к бодипозитиву и стильным рекламным кампаниям с Ким, сейчас оценивается в 4 миллиарда долларов.
Предлагаю отметить 3 важных фактора, которые помогли Ким Кардашьян выстроить популярный персональный бренд на высококонкурентном американском (и глобальном) рынке.
Следование социокультурным тенденциям. Для людей с сильным личным брендом — это отличная тактика переосмысливать и трансформировать свою персону, образ, экспертность. Ким использовала социокультурные тенденции как инструмент, помогающий ее имиджу развиваться на протяжении многих лет. От скандала с секс-видео до звезды реалити-шоу, иконы моды и бизнес-магната.
Чтобы выживать в быстро меняющемся ландшафте социальных сетей, умение адаптироваться под запрос аудитории имеет решающее значение.
Честность — лучшая политика. В мире насчитываются десятки тысяч транснациональных корпораций, которые занимаются продвижением товаров и услуг. Для большинства из них транслировать аутентичность является главной коммуникационной задачей, ведь выглядеть «честным» в современном мире просто необходимо. Героиня этой главы тщательно следит, чтоб все произносимое соответствовало ее личным убеждениям.
Поэтому если вы хотите установить искреннюю связь с аудиторией, оставайтесь верны своим ценностям. Это создаст бренд, которому поверят.
Не бояться разногласий с аудиторией. Предприниматели и компании могут поучиться противоречивости и даже периодической скандальности успеха мисс Кардашьян. Даже когда целевая аудитория негативно реагирует на контент, популярная персона не обязательно вредит своему бренду. Например, слова Ким о том, что женщины должны «вставать и работать», вызвали бурную реакцию в Интернете. Их посчитали бесчувственными и лицемерными. Некоторые даже предположили, что Кардашьян, на самом деле, не работает ради своего богатства и «знаменита тем, что знаменита». Однако ее репутация не ухудшилась, а эпизод лишь заставил еще больше говорить о Ким.
“Быть или не быть”... Вместо заключения
За годы коммуникационного опыта я встречала людей и компании, решающих две абсолютно разные задачи. Одни предпочитают работать “тихо”, не привлекая внимание к своим скромным персонам и нескромным оборотам бизнеса. Другие, наоборот, ищут славу и финансовые возможности, которые общественное признание несет в лице новых партнеров, клиентов или проектов.
Поэтому строить персональный бренд или нет — решать только вам. Всецело исходя из целей и потребностей в своей профессиональной (и личной) жизни.
А какие цели преследуете вы? Выстроенный личный бренд поможет их достигнуть?