Создавая студию Platoshka, мы столкнулись с жесткой конкуренцией, где давно устоялись свои правила и связи между участниками рынка. Однако, наша анимационная студия на собственном примере доказала, что новички могут добиться успеха и занять свое место в нише, если могут предложить уникальный качественный продукт и готовы исследовать аудиторию.
С чего все начиналось
Platoshka — это, в первую очередь, семейный бизнес: анимационная студия, выпускающая мультсериал «Цветняшки» для развития ребенка в первые годы жизни.
Хотелось разобраться, как говорить с ребенком об эмоциях, как мягко ввести в его жизнь обсуждение актуальных вопросов, как придумать больше идей для совместного досуга, как органично развивать малыша во всех направлениях.
Так были придуманы «Цветняшки» — развивающий мультсериал-мюзикл для самых маленьких, сочетающий в себе педагогические механики, интересный юному зрителю сюжет, музыкальные композиции и танцы. Автором и сценаристом стала моя теща, Анна Шелегина, за плечами у которой более чем 20-летний педагогический опыт. Главным источником инвестиций в студию на тот момент стали мои собственные сбережения и доход от других проектов. Пилотный выпуск мультсериала «Цветняшки» мы создали за семь месяцев, а со временем вышли на ежемесячный релиз новой серии.
Если говорить о продвижении нашего проекта на начальном этапе, то в мае 2021 года основным инструментом продвижения стала реклама на YouTube. В то время в России существовало достаточно много возможностей для рекламных кампаний, и YouTube стал нашим ключевым источником трафика. Запуск рекламных кампаний Discovery и Stream позволил быстро привлечь новую аудиторию и сформировать определенный уровень лояльности.
Параллельно с рекламными кампаниями мы активно использовали социальные сети, сотрудничая с блогерами и организуя конкурсы. За три месяца нам удалось нарастить аудиторию до 8000 подписчиков, что стало отличным стартом и подтвердило потенциал нашего проекта как в глазах аудитории, так и в глазах потенциальных партнеров.
Успешный запуск проекта, уникальность нашего контента и быстрое развитие привлекли внимание онлайн-кинотеатров и медиаплатформ. Переговоры проходили достаточно легко, так как наш продукт явно выделялся среди конкурентов.
С телеканалами ситуация немного сложнее. В настоящий момент мы изучаем различные варианты размещения и понимаем, что инвестиции в трансляцию мультсериала на телеканалах, особенно на «Карусели», являются наиболее эффективными. Охват одной нашей серии на этом детском телеканале составляет более полумиллиона зрителей, что позволяет донести наш контент до большого количества нашей целевой аудитории.
В прошлом году мы изменили стратегию работы с телеканалами, настроив размещение в более подходящее для нас время. Например, «Цветняшек» стали гораздо чаще добавлять в «Спокойной ночи, малыши!» Это привело к пятикратному росту просмотров на YouTube, что наглядно продемонстрировало нам эффективность такого размещения. Конечно же, мы регулярно анализируем ошибки, допущенные в процессе продвижения, и изучаем, какие рекламные инструменты оказались наиболее эффективными.
На сегодняшний день «Цветняшки» доступны на всех российских VOD-платформах. Проект показывают телеканалы «Карусель», «Мульт» и другие, почти каждый день его можно увидеть в программе «Спокойной ночи, малыши!». В этой статье я хочу поделиться размышлениями и выводами из опыта создания нашей анимационной студии, которые будут актуальны не только для рынка детского контента, но и для многих других сфер с высокой конкуренцией.
Собрать команду профессионалов, разделяющих ваши ценности
Успех любого проекта, прежде всего, строится на общих ценностях команды и веры в продукт. Наша анимационная студия с самого начала стремилась сформировать команду единомышленников не только с опытом в сфере анимации, но и верой в саму идею мультсериала.
В самом начале студия Platoshka состояла только из четырех человек: меня, Анны Шелегиной, жены Яны и приглашенного продюсера. Всего за полгода мы смогли сформировать большую команду из профессионалов своего дела.
2022 год стал серьезным испытанием для нашей анимационной студии. Сокращение команды стало единственно возможным вариантом, но оно быстро продемонстрировало преданность оставшихся сотрудников нашему делу. Каждый из них в течение года фактически в одиночку брал на себя ответственность за свой участок работы.
Вскоре благодаря взаимной поддержке и экспертности нашего небольшого на тот момент состава мы адаптировались к новым условиям и смогли перестроить бизнес-модель.
Сформулировать ваше УТП и придерживаться его
Первой нашей особенностью стала педагогическая основа. В мультфильме мы затронули важные направления для развития малыша в первые годы жизни: интеллектуальное, художественное, сенсорное, физическое, творческое, музыкальное, речевое. Мы не только развлекаем малышей, но и даем родителям инструменты для всестороннего обучения: от развития мелкой моторики и логического мышления до знакомства с миром музыки и искусства. Наш мультсериал раскрывает потенциал малыша и вдохновляет его на изучение чего-то нового.
Дальше предстояло определиться с форматом. Много времени мы посвятили изучению «дошкольного» контента и остановились на том, что «Цветняшки» станут мюзиклом. Каждая наша серия состоит из нескольких песен в оркестровой аранжировке, а завершается эпизод неизменно колыбельной. Композитором мультсериала стала Яна Писаревская. В записи песен и озвучке приняли участие популярные отечественные актеры и певцы — IOWA и Антон Макарский.
В настоящий момент над созданием каждой серии мультсериала трудится команда из около 60 человек, включая режиссера, продюсера, супервайзера производства и других специалистов. Точный список должностей можно найти в титрах в конце каждой серии. Стоимость одной минуты анимации составляет 700 тысяч рублей. Таким образом, каждая серия мультфильма обходится в 3,5-4,2 миллиона рублей.
При этом мы видим, что вложение в качество контента окупается большой вовлеченностью нашей аудитории в публикуемый нами контент. Песни из нашего мультфильма собирают более полумиллиона прослушиваний ежемесячно. Самым популярным направлением при этом являются колыбельные «Цветняшек». Почти треть новых зрителей приходит как раз через запросы «колыбельные».
Постоянно изучать аудиторию
Интересы и потребности любой аудитории постепенно меняются, поэтому исследования, аналитика и отслеживание трендов должны стать неотъемлемой частью работы любого бизнеса. Современные родители и дети — это достаточно динамично развивающаяся группа, где подходы к воспитанию и запросы маленьких зрителей постоянно меняются.
В студии Platoshka мы всегда ставим во внимание этот момент и активно используем принципы Customer Development: для создания и успешного развития продукта нужно определить реальные, а не гипотетические потребности.
Также в понимании своей аудитории мне очень помогает наблюдение за реакцией своего ребенка, благодаря этому можно зафиксировать наиболее интересные для малышей форматы и определить вектор дальнейшего развития.
Не менее важно, чтобы у аудитории был выбор из ряда контента. В нашей студии представлен широкий спектр проектов, рассчитанных на различные возрастные группы. Расскажу про некоторые из них.
«Был кот» — это проект для семейного просмотра, который будет интересен как детям младшего школьного возраста, так и их родителям.
«Андрон» — проект для подростков, объединенный с компьютерной игрой, предлагающий увлекательный сюжет, где герои сражаются с инопланетными существами, чтобы спасти мир.
«Агата Королева Сада» — проект о девочке, обладающей сверхспособностью жить в двух мирах: в нашем физическом мире и в мире, где она может общаться с растениями и насекомыми. Она не просто юный ботаник, но и настоящий друг и помощник для всех живых существ существам.
«Цветняшки Супергерои» — сиквел популярного проекта «Цветняшки», рассчитанный на более взрослую аудиторию 6-10 лет. В этом проекте Цветняшки обретают миссию: они мечтают полететь на Луну, но для этого им нужны деньги. Чтобы заработать необходимую сумму, они решают использовать свои суперспособности, развивая при этом финансовую грамотность и предпринимательские навыки.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Сформировать план для дальнейшего финансового роста
Ключ к успеху любого проекта — эффективная модель монетизации. Большая часть дохода успешных анимационных студий поступает от лицензирования, но для лицензионных продаж необходимо сформировать высокую узнаваемость бренда.
Мы смогли это сделать благодаря оригинальности продукта и активному продвижению на различных медиаплатформах. Мультсериал «Цветняшки» смог завоевать зрительскую любовь не только на телевидении, но и на просторах интернета. На данный момент на наш YouTube канал подписано более миллиона пользователей, а суммарные просмотры всех видео составляют более 350 миллионов.
Также мы не ограничиваемся отечественным рынком и активно развиваем наш проект за пределами страны. Сотрудничество с крупнейшими медиа холдингами позволяет нам продвигать «Цветняшек» в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Индии.
В настоящий момент основные источники дохода нашей анимационной студии — это медиапродажи, в том числе от таких онлайн-кинотеатров, как IVI, Кион, а также от стриминговых платформ: YouTube, Rutube и VK Video. На данный момент YouTube является наиболее значимым источником дохода в медиасегменте, несмотря на ограничения монетизации в России.
В структуре общего числа доходов студии наблюдается примерно равное соотношение прибыли от лицензионных продаж и медиапродаж. Однако одной из наших ключевых целей является изменение этих показателей в пользу получения прибыли, состоящей на 80% от продажи лицензионных продуктов и только на 20% — от продаж через медиа. Достижение этой цели также напрямую связано с необходимостью укрепить узнаваемость бренда и нашего контента для привлечения большего количество заинтересованных в лицензировании партнеров.
В сентябре 2023 года мы отметили повышение интереса со стороны потенциальных партнеров, что открыло для нас новые возможности для развития. Сейчас мы активно работаем над привлечением новых производителей, расширением ассортимента лицензионных товаров и увеличением объемов продаж.
Также наша стратегия предполагает не только сотрудничество с потенциальными производителями, но и активное взаимодействие с ритейлом. Мы стремимся расширить дистрибуцию нашей продукции и на маркетплейсах, и в оффлайн-рознице: X5 Retail Group, Магнит, Детский мир.
Выход на высококонкурентный рынок, в том числе и в сфере анимации, требует постоянного развития, поиска новых возможностей, преданности своему делу и веры в проект. При этом грамотно собранная команда специалистов, регулярное изучение целевой аудитории, разработка планов монетизации и все выше описанное мной является основой успеха в любой нише при реализации новой идеи на рынке.
Актуальная ситуация на рынке анимации в России в 2024 году
Рынок анимации в России сегодня отличается высокой конкуренцией. Анимационная отрасль является одной из наиболее активно растущих отраслей креативной экономики и получает государственную поддержку.
Субсидии и дотации снижают порог входа, но создание качественного контента по-прежнему требует значительных ресурсов. В свою очередь наша анимационная студия смогла выделиться на фоне конкурентов высоким качеством визуальной и музыкальной составляющих нашего продукта, а также акцентом на образовательный аспект.
Анимация в России демонстрирует явные признаки взросления. Появляется много проектов, ориентированных на подростковую аудиторию с использованием механик социальных сетей и интеграцией персонажей в онлайн-пространство.
Кроме того, уход иностранных конкурентов открыл новые возможности для российских анимационных студий, которые теперь могут создавать контент, соответствующий интересам отечественной аудитории. Отмечается рост проектов, поддерживающих национальные идеи, традиционную культуру и семейные ценности. Радует также активное развитие инклюзивных тем в анимации. Многие студии и проекты уделяют внимание вопросам здоровья детей.
Какие советы для успешного продвижения анимационной студии в 2024 году вы могли бы дать?