Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Боль фаундеров малого и среднего бизнеса: как снизить риски? Нужен план!


Основатели малого и среднего бизнеса часто недооценивают планирование и стратегию. Фаундеры погружаются в операционку и пытаются «тушить пожары» с продажами, забывая, что грамотный план — это ключ к решению и этих задач тоже. Это ваша опора в непредсказуемой среде, в том числе план Б — сценарий на случай форс-мажора.

В статье поделюсь понятными, максимально простыми инструментами для малого и среднего бизнеса, о которых вы наверняка слышали, но возможно не применяли, покажу наглядные и конкретные примеры. В конце публикации поделюсь шаблоном для самостоятельного бизнес-планирования в компании.

Можно выделить четыре шага к достижению цели. Рассмотрим каждый из них в статье:

Шаг 1. Проводим анализ и выбираем цель

Для подробного анализа нужно изучить историю оборота денег, операционные и коммерческие показатели, продажи, маркетинг, воронки, рынок, конкурентов и тренды. И многих пугает такой объем работы.

Не делайте анализ ради анализа

Но в небольшом бизнесе всё проще — используйте SWOT-анализ и изучайте только те аспекты, которые важны для вас сейчас. Не делайте анализ ради анализа.

SWOT-анализ
SWOT-анализ

SWOT-анализ — классический, простой и понятный инструмент, который помогает определить сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и угрозы

SWOT-анализ — классический, простой и понятный инструмент, который помогает определить сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и угрозы

У предпринимателей бывает две крайности при проведении анализа: чуйка и излишний упор на исследования. Чуйка — безусловно мощный инструмент, но полагаться только на нее нельзя. Она помогает начать бизнес в новой нише или увидеть возможности, но без системного подхода компания может так и остаться микробизнесом.

Успешные игроки рынка принимают решения на основе данных, фактов, метрик и исследований. В 85% случаев именно благодаря системному подходу они становятся лидерами. Используйте в комплексе и свое предпринимательское чутье, и анализ.

После анализа нужно выбрать цель. У хорошей цели есть 4 важных особенности:

  1. Правильная цель — это не просто какое-то число денег, а качественное, фундаментальное изменение, смена статуса, которая измеряется количественным показателем. Это понимание, почему вам нужен именно миллион, а не 500 тысяч или 5 миллионов. Когда в Акселератор ФРИИ приходили стартапы, их просили выбрать цель на первые три месяца работы. 95% компаний писали — выручка в миллион рублей. Но это не настоящая цель, а просто красивое число. Допустим, у вашей компании есть задача выйти на новый сегмент рынка и заработать на нем Х миллионов рублей. Что важнее: выручка или новые клиенты? Безусловно, клиенты, так как это будущая потенциальная точка роста. Значит цель в Х миллионов рублей вторична и нужно сформулировать другую, например, в виде количества клиентов.
  2. Цель ставится на большую перспективу. Невозможно объяснить, какая должна быть цель на год, если не понимаете, чего хотите достичь через пять лет.
  3. Поставьте собственную, желанную, а не навязанную цель. Один предприниматель посчитал: чтобы не работать и иметь хороший дом, ему нужен определенный пассивный доход в месяц, который остается после уплаты всех налогов. Это и есть желанная цель.
  4. Сформулируйте реалистичную и достижимую цель, которую можно декомпозировать на несколько подзадач. Не путайте цель с миссией. Миссия предполагает благо для других, а бизнес-цель все-таки про бизнес.

Распределите цели по срокам. Сначала подумайте о более далеких перспективах, а затем вернитесь к планированию на ближайший год:

Виды целей бизнеса
Виды целей бизнеса

Ранжирование целей

Ранжирование целей

Пример:

  • долгосрочная цель (5–7 лет): войти в топ-10 компаний мира по своему направлению со стоимостью не менее 1 млрд долларов;
  • среднесрочная цель (3 года): выйти на рынки 10 стран с населением от 100 млн человек и везде завоевать минимум 20% рынка;
  • краткосрочная цель (1 год): выстроить механизм вывода продукта в новую страну, минимум в двух странах обеспечить операционную окупаемость и локальную команду.

Итак, сделали SWOT-анализа и поставили цели. Идем дальше.

Шаг 2. Выбираем вариант достижения цели

Достичь цели можно разными путями. И вам нужно набросать как можно больше вариантов.

Пример для условной компании в малом бизнесе:

Примеры целей компании в малом бизнесе
Примеры целей компании в малом бизнесе

Это пример того, как цель декомпозируется в стратегические гипотезы и гипотезы поменьше

Это пример того, как цель декомпозируется в стратегические гипотезы и гипотезы поменьше

Когда у вас есть несколько вариантов достижения цели, нужно выбрать лучший, то есть определить стратегическую гипотезу. Как? Например, с помощью простой методики — RICE.

Она поможет оценить любую гипотезу по четырем параметрам:

  • какой у нее потенциал (масштаб);
  • какое у нее влияние на результат;
  • какая уверенность в успехе;
  • какие необходимы затраты.
Формула оценки гипотез RICE
Формула оценки гипотез RICE

Формула RICE помогает оценить гипотезы: каждой присваиваются баллы, формируется рейтинг

Формула RICE помогает оценить гипотезы: каждой присваиваются баллы, формируется рейтинг

Можно и часто нужно применить и более сложные механики. Но помните, что важнее сделать оценку, чем уйти надолго в цифры, так и не добившись результата. Начните с простого.

Стратегия с большим количеством баллов берется в работу в первую очередь. Если она подтверждается, то ее реализуют в течение года, если нет — можно перейти к следующей. И так до тех пор, пока не будет найдена успешная гипотеза. Метод не гарантирует, что получится проверить все гипотезы или сразу найдется идеальная, но он снижает риски и потери.

Стратегия с большим количеством баллов берется в работу в первую очередь

В оценку RICE также можно добавить свои важные параметры. Например: есть ли у вас, как у предпринимателя, желание жить в стране, в которой вы планируете бизнес? Если нет, то эту страну можно не рассматривать.

Реальный пример применения RICE. Команда составила таблицу стратегических гипотез, в которой варианты оценивались и ранжировались.

Балльная оценка гипотез
Балльная оценка гипотез

Пример системы оценки стратегических гипотез

Пример системы оценки стратегических гипотез

Затем команда выбрала гипотезу с самым высоким рейтингом и работала над ее подтверждением в течение трех месяцев. В результате выбранная гипотеза полностью подтвердилась и принесла компании более миллиарда рублей за следующие 2 года.

Шаг 3. Закладываем риски

Их нельзя игнорировать и полагаться только на интуицию или только на данные. Нужно составить список внешних и внутренних рисков, а затем оценить каждый риск в виде произведения двух параметров:

  • вероятности возникновения (от 0 до 100%);
  • влияние на бизнес (в деньгах или процентах от общего дохода).

Не пытайтесь застраховаться от всех рисков сразу. Сосредоточьтесь на топ-3 или топ-10 наиболее значимых и подготовьтесь к ним заранее.

Два классических способа работы с рисками для снижения влияния на бизнес:

  1. Подумайте, как уменьшить вероятность риска.
  2. Заранее примите меры для снижения последствий.

Пример. Компания закупает сырье в Австрии и оценивает риск прекращения поставок в 60%.

Оценка рисков бизнеса
Оценка рисков бизнеса

Риск может привести к потере миллионов рублей выручки

Риск может привести к потере миллионов рублей выручки

Чтобы снизить риск, компания рассматривает возможность закупки сырья не напрямую в Австрии, а через других поставщиков. Также заранее включает в план работы поиск альтернативных поставщиков.

Шаг 4. Планируем действия компании

План действий должен состоять из двух уровней. На стратегическом определяются и проверяются большие задачи и гипотезы. Здесь же учитываются риски, после чего ставятся OKR или KPI для решения ключевых задач.

Тактический уровень предполагает декомпозицию больших задач на более мелкие и постановку четких целей. Планирование можно детализировать вплоть до каждой недели года.

Чтобы оставаться актуальным такой план надо регулярно пересматривать и уточнять на основе новой информации с рынка. В моем Телеграм-боте вы можете бесплатно скачать шаблон для самостоятельного планирования — он называется «фреймворк для создания стратегии компании».

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Торшин
Дмитрий Торшин

Уделяете ли вы время составлению планов или двигаетесь интуитивно, по ситуации? Как по вашему, небольшой компании нужен план?

Анна Попова
Анна Попова

как выбирать гипотезу, если есть ресурс только на проверку одной?

Дмитрий Торшин
Дмитрий Торшин

Анна, весь смысл проверки гипотез заключается именно в том, чтобы проверить не одну-две гипотезы, а много. Поэтому если вы не можете проверить 10 разных стратегических гипотез, вам нужно проверить предпосылки к ним. Для этого надо ответить на вопрос: в каком случае определенная гипотеза будет работать? Например, если случится раз, два, три, четыре, пять. Затем берем самую простую из этих подгипотез и проверяем ее. Если она окажется проигранной, значит, вся гипотеза тоже не сработает.

Второй важный момент (про подход к бизнесу в целом) — важно работать так, чтобы в компании были ресурсы на проверку гипотез. Если при обороте в 2 миллиарда всего 6 миллионов прибыли, то говорить о просторе для экспериментов не приходится. Значит нужно заняться исключительно гипотезами о том, как сделать 160 миллионов. Когда они появятся, можно будет перейти к гипотезам развития.

Мария Терминасова

Дмитрий, согласна с вами, что планы сегодня — роскошь. Но есть ли какие-то работающие сегодня практики, которые помогут фаундеру справиться с непредсказуемостью рынка?

Дмитрий Торшин
Дмитрий Торшин

Мария, я бы не советовал смотреть на чужие примеры. Вам это не поможет именно в силу того, что рынок непредсказуем. Повторение за другими скорее всего приведет к ошибкам. Работа с непредсказуемым рынком заключается в диверсификации рисков. И по классике, с точки зрения математики и математической статистики, нужно просто соблюдать базовое правило — не класть все яйца в одну корзину.

Мария Терминасова

Дмитрий, набивать свои шишки, но с умом, поняла вас;)

Станислав З.

Спасибо за статью. Понять план был верный или нет — можно только после полного его выполнения? Или можно отследить это раньше?

Дмитрий Торшин
Дмитрий Торшин

Станислав, стопроцентный ответ возможен только постфактум, при чем лет через пять. Наши задачи как менеджеров — управлять рисками и их вероятностями, понимать, где вероятность успеха выше и делать ставки только туда. Бизнес крайне похож на игру в покер: там тоже надо делать ставки исходя из вероятности. При этом никто не гарантирует успешный результат, но высокая вероятность увеличивает шансы. Ваша ключевая задача — проверять гипотезы до такого состояния, после которого вы будете готовы сделать ставку.

Мария Полос

Добрый день, разве можно минимизировать риски в долгосрочной перспективе?

Дмитрий Торшин
Дмитрий Торшин

Мария, все — нет, но самые ключевые важно учесть и попытаться убрать. То что мы не можем предусмотреть все риски, не означает, что мы не должны заниматься рисками в принципе. Также я бы рекомендовал книгу «Антихрупкость» (Нассим Николас Талеб). В ней автор как раз очень много говорит о том, что делать с рисками. Вы будете приятно удивлены подходами, которые можно применять и в вашем бизнесе.


Больше по теме

Новости