Наличие большой качественной аудитории у сайта — повод задуматься о его монетизации. Бизнесы размещают рекламу, продвигают партнерские программы, принимают донаты и не успевают заметить, как переусердствовали с рекламными инструментами и оттолкнули пользователей. Потраченное на проект время и деньги не вернуть, не исключены и репутационные риски, юридические проблемы.
Когда пора думать о монетизации проекта
Монетизация сайта — это выбор способа, с помощью которого он будет приносить прибыль. Даже если проект создается на некоммерческой основе: для благотворительности или «для души», его автору понадобятся средства для разработки площадки и последующих доработок, продвижения, других целей. А значит, необходимо привлекать инвесторов или подключать монетизацию. При грамотном подходе она покроет расходы на сайт и поможет получить от него финансовую отдачу.
Любой интернет-проект проходит 5 основных стадий:
- возникновение идеи;
- разработка сайта;
- наполнение;
- продвижение или привлечение аудитории;
- монетизация.
Давайте разберемся, как можно монетизировать сайт.
Способы монетизации сайта
Их плюсы и минусы.
Партнерские программы. Предприниматель однократно размещает на сайте ссылки, баннеры партнеров и в течение длительного времени, пока предложение актуально, получает от них вознаграждение за активные действия со стороны пользователей. Этот способ заработка актуален и для видеороликов.
Плюсы: Способ позволяет зарабатывать без вложений и почти пассивно.
Минусы: Продукт партнеров должен быть релевантен тематике сайта и контенту на странице, иначе он не вызовет интереса у аудитории.
Донаты. Этот способ отлично подходит некоммерческим проектам, информационным порталам, блогерам. Подписчик переводит средства, чтобы поддержать проект или отблагодарить.
Плюсы: Просьба о донате не так раздражает пользователей, как навязчивая реклама. Этот способ монетизации набирает популярность. В 2023 году половина аудитории хотя бы раз отправляла донаты.
Минусы: Спрогнозировать доход невозможно.
Платный контент или функционал. Нередко на информационных ресурсах можно увидеть ограничение в возможности изучить материал и предложение оплатить подписку. По этому же принципу работают различные сервисы, например, интернет-бухгалтерия, ЭДО. Поставщики ПО предлагают купить лицензию, что также является разновидностью этого способа монетизации.
Плюсы: Люди охотнее платят за то, что им действительно нужно, за продукт, без которого они не могут или не хотят обходиться.
Минусы: Подходит уникальному контенту и продуктам, не имеющим бесплатных аналогов у конкурентов.
Реклама. Выбирая рекламные инструменты, важно следить за актуальными форматами, чтобы не оттолкнуть аудиторию. Сегодня на сайтах с положительной репутацией сложно увидеть яркие, мигающие баннеры, которые только раздражают пользователей. Растущим же трендом сегодня является видеореклама. Доля видео среди медиа составляет 34%, при этом 91% зрителей видеоконтента мало, они хотели бы смотреть больше роликов от любимых брендов и блогеров.
Предпринимателю непременно стоит использовать видеорекламу на своем сайте. Для этого на российском рынке есть разные инструменты, которые давно помогают владельцам сайтам с монетизацией. Например, рекламная сеть MoeVideo более 12 лет занимается видеорекламой. Это не новый рынок, который появился вчера, поэтому при выборе решения можно ориентироваться на опыт сервиса или платформы.
Плюсы: Широкий выбор рекламных инструментов. Но согласитесь, все мы уже давно убедились, что большинство проектов в интернете зарабатывают на рекламе, хотя многие паблишеры комбинируют разные способы монетизации. Рекомендую не соглашаться на предложение большого гонорара за размещение, а тщательно изучить содержание месседжа и репутацию партнера. В погоне за быстрой выгодой можно потерять намного больше.
Минусы: Избыток рекламы на сайте может отвлекать внимание пользователя от контента.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Основные опасения паблишеров, планирующих монетизацию
В сети множество площадок, которые успешно монетизируются с помощью рекламы и не теряют при этом свою аудиторию, но у кого-то еще возникают сомнения.
Обилие рекламы, особенно больших форматов, непременно оттолкнет пользователей. Важно правильно выбрать подходящий для нее формат, выяснить, что она предпочитает, например, видео, тизеры или баннеры. Это можно сделать тестируя разные виды рекламы или изучив предварительно целевую аудиторию. Если большая реклама кажется слишком агрессивной, можно начать с небольших форматов.
Рекламная сеть не выплатит вознаграждение. В сети известны случаи, когда комиссия за действия пользователей начислялась, но вывести средства было невозможно по разным причинам. Надежная рекламная сеть берет этот риск на себя. Она сотрудничает с проверенными и надежными рекламодателями и всегда вовремя делает выплаты.
При выборе рекламной сети можно ошибиться. Репутацию рекламной сети и ее партнеров необходимо предварительно тщательно изучать. Если она надежная, то охотно публикует информацию о своих проверенных рекламодателях, поскольку ей не нужно скрывать эту информацию. Доходность сети можно протестировать, установив рекламу от разных платформ. Также предварительно необходимо ознакомиться с CPM стоимостью 1000 показов у разных сетей, изучить ценовую политику рынка, можно узнать в сообществах веб-мастеров, сколько им удается зарабатывать с помощью той или иной сети.
Страшно получить негативный опыт. Паблишер может опасаться, что у сайта упадут показатели, повысится процент отказов, на размещениях не удастся заработать. У него даже может быть реальный негативный опыт монетизации с помощью рекламы. Убедиться, что это не так поможет размещение в тестовом режиме.
Рекламой не получится управлять. Паблишер не может проконтролировать, что размещает у него рекламная сеть. Он не знает, о чем будет ролик или баннер, видит это только постфактум. Если сеть разместит незаконную рекламу, то рекламораспространителя ждут санкции со стороны контролирующих органов, штрафы, репутационные риски. Лучше сотрудничать с рекламной сетью, у которой все баннеры и ролики проходят модерацию, она гарантирует отсутствие незаконных продуктов, а также внимательно относится к визуальной части контента. Это слагаемые успешного сотрудничества для двух сторон, исходя из моего опыта работы с паблишерами.
Подведем итоги
Предприниматели по-разному подходят к монетизации. Одни стараются сделать рекламу максимально нативной, органичной и соответствующей тематике контента. Другие ставят любые предложения везде, где возможно и теряют аудиторию, рискуют репутацией сайта.
Если найти «золотую середину» и баланс между монетизацией и интересами пользователей, то сайт с вовлеченной и активной аудиторией сможет быстро привлечь внимание рекламодателей и начать окупаться, а затем и приносить прибыль своему владельцу.
Как вы монетизируете свой сайт?