Как часто мы слышим, что какая-либо компания или бизнесмен пожертвовали на благотворительность крупную сумму? В 2009 году опрос ВЦИОМ показал, что треть респондентов считают помощь другим уделом состоятельных людей.
О том, что благотворительность — это не миллионы, не закрытые мероприятия и не привилегия людей с определенным уровнем достатка, фонды в России активно заговорили в середине прошлого десятилетия. В тот период некоммерческий сектор в нашей стране начал активно меняться, и именно люди из бизнеса сыграли в этом важную роль.
Что такое повседневная благотворительность и как она формировалась
В первую очередь, предприниматели и управленцы из коммерческих организаций смогли привнести в хаотично организованный процесс помощи стратегическое мышление. Они стали занимать ведущие позиции в фондах, а вместе с этим начало развиваться интеллектуальное волонтерство — формат, при котором эксперты из разных сфер безвозмездно предоставляют НКО свои услуги.
О важности профессионального менеджмента для НКО, который увеличивал бы эффективность решения социальных проблем, одним из первых в России заговорил Гор Нахапетян, серийный предприниматель и соучредитель фонда «Друзья». По его словам, интеллектуальное волонтерство можно считать началом развития повседневной благотворительности. Этот формат позволил помогать в любое время, используя не только финансовые ресурсы.
Регулярность помощи открывала для фондов возможность планировать свою деятельность и работать над долгосрочными проектами. Задача некоммерческого сектора из «помочь конкретному человеку доступными здесь и сейчас способами» была переформулирована в «добиться системных изменений».
Важным фактором стала возможность помогать небольшой суммой. В новой парадигме именно количество и частота пожертвований, а не сумма одного платежа стали иметь первостепенное значение. Логика была достаточно простой: если большое количество людей пожертвует небольшую сумму, общий объем пожертвований станет ощутимым.
Сейчас уже можно говорить о том, что такой подход принес результат. Бенчмарк-исследование Frank RG за 2023 год показало, что в среднем 58% пожертвований, получаемых фондами в России, поступают от физических лиц. 97,9% разовых пожертвований составляют суммы до 5 тысяч рублей, а платежи свыше 1 миллиона — всего 0,03%. Одновременно с этим турбулентные времена больше всего сказываются на филантропической активности состоятельных доноров: в 2022 году именно эта группа сократила расходы, направляемые на благотворительность.
Однако 15 лет назад инструментов, позволяющих жертвовать небольшие суммы, практически не существовало. Благотворительным фондам совместно с бизнесом предстояло их создать.
Цифровизация благотворительности
Новые инструменты должны были отвечать таким критериям:
- возможность помогать разными способами: небольшой суммой, своим временем, экспертизой, любыми другими ресурсами;
- удобство, легкость и быстрота процесса помощи;
- интегрируемость в повседневные дела.
Все это тесно пересекалось с процессом цифровизации благотворителньости. Дойти до банка, заполнить длинный платежный документ, требующей внимательности — даже если человек увидел репортаж про ребенка, которому требуется помощь, и захотел поучаствовать, он не мог сделать это сразу.
Сейчас нам привычно, что перевести пожертвование можно с помощью СМС на номер, указанный бегущей строкой, но в 2013 году запуск такого способа становился настоящей новостью. Постепенно к СМС добавились куар-коды, удобный функционал интернет банков, подписки на ежемесячные пожертвования. Идея была простой: сделать так, чтобы помочь можно было в один клик, тратя минимум своего времени.
Значительную роль технологических инноваций в повышении эффективности деятельности НКО отмечают филантропы во всем мире. Этот процесс продолжает развиваться благодаря IT-сектору и банкам. Например, «Т-банк» в 2020 году запустил сервис «Кэшбек во благо», который позволил направлять кэшбек на благотворительность.
Сотрудничество началось с 9 наиболее крупных фондов. Сейчас к сервису подключены 800. Если в 2021 году объем пожертвований составлял 29 миллионов рублей, то в 2023 эта сумма превысила 150 миллионов рублей. При этом диапазон пожертвований остается разным — от 1 рубля до нескольких тысяч.
Процесс цифровизации включал в себя возможность жертвовать не только деньги. Каждая компания могла помочь по-своему. Один из первых форматов повседневной благотворительности — «Мили милосердия» от «Аэрофлот Бонус» — был запущен еще в 2008 году. Идея заключалась в том, что участники программы лояльности cмогли переводить накопленные мили на счета фондов.
Социальный проект Яндекса «Помощь рядом» также пошел по пути предоставления нефинансовой помощи. Пользователи различных сервисов Яндекса — такси, самокатов, доставки, еды и других — смогли настраивать автоматическое округление своих трат. Собранная сумма распределяется между фондами, верифицированными Яндексом. Кто-то получает ее в виде баллов для такси, благодаря чему может оплачивать поездки подопечным, например, до больницы. А кто-то — в виде товаров, как фонды помощи бездомным животным, которым помощь направляется сразу в виде корма.
Бизнес и трансляция ценностей
Помимо создания инструментов помощи бизнес может самостоятельно перечислять пожертвования. Безусловно можно делать это без публичной коммуникации, но запуск акции с вовлечением клиентов — это больше, чем просто финансовая помощь.
«Кофемания» уже не первый год поддерживает ряд фондов, разрабатывая различные механики. Например, выпуская специальный десерт, который выполняет сразу две функции: фандрайзинговую и информационную. Посетитель видит, что, выбирая именно эту позицию в меню, он делает доброе дело, а из информации об акции узнает про конкретный фонд — чем он занимается, на что будут направлены средства.
Отчисления можно делать от любого товара или услуги — направлять определенный процент или фиксированную сумму с каждой проданной единицы или чека.
Бренд одежды 2MOOD перечислял всю прибыль от продажи новогодних игрушек, St. Friday Socks запустил специальную лимитированную коллекцию носков, а ГК «Айсберри» выбрали для отчислений свой самый известный продукт — стаканчик «Вологодский пломбир». В таких акциях могут направляться на благотворительность даже небольшие суммы, но когда клиент видит, что три рубля, пожертвованные от приобретенного им товара, стали частью миллиона, перечисленного в фонд, формируется понимание важности и небольших сумм.
В таком контексте задача бизнеса становится больше, чем просто финансовая поддержка. Компании помогают развивать культуру системной помощи через фонды, формировать парадигму, в которой имеет значение даже небольшая сумма.
В ГК «Айсберри» отмечают, что подобные акции — возможность на собственном примере показать не только клиентам, но и другим крупным компаниям, что благотворительность и социальная ответственность должны стать обычным и регулярным делом для отечественного бизнеса.
Запрос на то, чтобы бизнес занимался решением социальных проблем с каждым годом все сильнее прослеживается в обществе.
Польза повседневной благотворительности для бизнеса
Эффективная благотворительность — это взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и фондов. Преимущества от такой коллаборации получает не только НКО. Например, в SAP отмечают, что интеллектуальное волонтерство, в том числе, положительно сказывается и на профессионализме сотрудников, позволяя им браться за новые и нестандартные задачи, расширять свои навыки.
Как показало исследование Авито Работа, компания, которая уделяет внимание своей корпоративно-социальной ответственности, становится более привлекательной для соискателей. Формирует положительный имидж это и в глазах клиентов: 59% респондентов проведенного Havas исследования планируют перестать покупать у компаний, которые никак не поддерживают планету или общество.
Какими способами бизнесу участвовать в благотворительности, во многом зависит от менталитета страны. В разных странах сформирована своя привычка. Несмотря на различия инструментов, общемировой тенденцией можно назвать запрос на выстраивание более долгосрочных и тесных взаимоотношений бизнеса и фондов, не органичивающихся механическим перечислением денег. Потому что только коллаборация и совместная работа могут привести к реальному решению социальных проблем.
Как заработать на маркетплейсах
- Как рассчитать цену товара, чтобы остаться «в рынке» и не уйти в минус
- Обзор на популярные сервисы аналитики для маркетплейсов: как использовать и какой выбрать
- 8 элементов продающей карточки товара
- «Выйдете на оборот в миллион рублей через месяц». Стоит ли верить онлайн-курсам по маркетплейсам
- 7 способов увеличить продажи с помощью товара-локомотива
Замечали ли вы пользу для бизнеса от поддержки социальных проектов?