Меня зовут Сергей Игумнов — CEO компании I.G.FIT. Мне 21 год. Принято считать, что в этом возрасте люди только начинают искать себя, пробуют новые вещи и сферы занятости. Я тоже нахожусь в постоянном поиске, но при этом точно знаю, кто я такой сейчас. Я занимаюсь бизнесом с 18 лет и чуть больше года активно продвигаю свой бренд спортивного питания I.G.FIT на маркетплейсах. Кто-то скажет, что это рано, но я уверен, что самое время.
Для бизнесменов-новичков маркетплейсы — это подарок небес
В самом начале у предпринимателей еще нет ресурсов ни на зарплаты сотрудникам, ни на аренду офиса… Раньше, пожалуй, можно разве что только ютиться в старом гараже, пытаясь заработать себе на просторный кабинет и склад для товаров.
Сейчас большинство бытовых вопросов можно запросто решить. И помогают в этом как раз маркетплейсы. Бизнесменам-новичкам выгодно начинать свой путь с них. И вот почему.
Электронная коммерция сейчас занимает 20% товарного рынка. Развиваться там намного проще, чем на оффлайн-площадках, потому что при таких объемах там нет монополистов, и конкуренцию можно легко преодолеть через, например, грамотный пиар. Онлайн-рынок в России сейчас активно формируется, и у продавцов есть больше шансов занять свою нишу и стать крупными игроками в будущем.
Маркетплейсы забирают на себя множество бизнес-процессов. На оффлайн-рынке предпринимателю приходится настраивать самостоятельно оплату, логистику, товарный учет, трафик. Электронная площадка делает множество трудозатратных и сложных вещей за тебя просто потому, что она так устроена.
Хотя, конечно, и неприятные стороны у маркетплейсов тоже есть. Товары могут теряться, данные расходиться, а связь «покупатель-маркетплейс-продавец» — нарушаться. Но это небольшие издержки по сравнению с той пользой, которые маркетплейсы приносят молодому бизнесу.
«Метод тыка», или почему спортивное питание
Когда мы только начинали торговать, маркетплейсы работали по принципу «втыкаешь в землю палку, и она прорастает деньгами». Что бы ты не планировал продавать, процент потенциального успеха зашкаливал. Я прошел путь проб и ошибок прежде чем нашел действительно выгодное направление.
Первыми товарами на продажу стали средства для автомобилей. Пилотная партия была маленькая — 50 полиролей для авто. На ее оплату потратил 30 тысяч рублей из личного бюджета. Мы настолько попали в точку, что всю партию удалось продать уже за первую неделю. Причем ничего, кроме оформления карточки и поставки на склад мы не делали.
На этом я решил не останавливаться и посмотреть, как будут работать другие товары. Действовал буквально методом «тыка»: запускал товар, смотрел, как он продается, и если выгоды было мало, просто убирал его. За все время торговли, я закупал и выводил из продажи порядка 300 разных товаров.
Конечно, я опирался на аналитику. Обращал внимание на состояние рынка, анализировал конкурентов, делал пробные запуски. Обратную связь я получал в виде денег или их отсутствия — и пробовал дальше. Так я и пришел к спортивному питанию.
Откуда брать товар?
Когда я определился, что и как буду продавать, оставался вопрос — откуда это брать. Я просматривал сайты оптовиков, изучал рынок поставщиков, с которыми было бы выгодно сотрудничать. Лично обзвонил 30 заводов, специализирующихся на спортивном питании, и нашел того изготовителя, которому тоже было интересно со мной работать. Поставщик, которого я нашел, был таким же начинающим игроком на рынке, как и я. Мы начали сотрудничать
На получение разрешительных документов потребовалось три месяца, и после этого срока я закупил первую партию. Ее стоимость была значительно выше, чем когда я только заходил на рынок — миллион рублей. Деньги у меня были, и я вложил их в новый виток бизнеса без сомнений. Знал, что все получится.
На первых порах среди товаров были только БАДы: протеины, гейнеры, креатины. Продавались они очень хорошо, и через три месяца я столкнулся с новой проблемой: была нужна новая партия, а денег на закупку не хватало.
Откуда брать деньги?
Если на первую партию товара мне хватало собственных средств, то на развитие бизнеса нужны были уже совершенно другие средства. Именно в это время предприниматели задаются вопросом, а где взять финансирование на свое дело?
Я проанализировал все предложения, и вот к каким выводам пришел.
Банки. Даже под огромные проценты не берут на себя риски давать деньги начинающему бизнесу — тем более в сфере онлайн-торговли. На данный момент у них просто нет алгоритмов анализа, помогающих установить, выстрелит бизнес заемщика или нет. А ответственность за провал в виде потерянных средств никому не нужен.
Центры развития и поддержки предпринимателей. Они смотрят на результаты работы компании, ее выручку, оценивают потенциал и вполне готовы финансировать даже молодой бизнес. Но не молодого заемщика. Обращайте внимание, с какого возраста такие центры могут выдавать займы. В моем случае оказалось, что они не сотрудничают с предпринимателями до 21 года. Ждать, конечно, было бессмысленно.
Краудлендинг. Пожалуй, это был самый логичный вариант. Обычно такие компании финансируют малый и средний бизнес в привычных нишах, но есть и те, кто специализируется на разных направлениях.Платформа Lender Invest как раз инвестирует селлеров маркетплейсов. В отличие от банков, платформа умеет более эффективно анализировать заемщиков и финансировать даже молодые проекты, которые достигли оборотов от 1 млн рублей в месяц за последние полгода.
Я был одним из первых клиентов Lender Invest в этой сфере, и они стали первыми моими инвесторами. Я брал два миллиона на полгода. На протяжении всего этого времени деньги были в бизнесе и приносили доход, который позволял покрывать проценты и оставаться в плюсе. Сейчас первый займ уже закрыт, и мы взяли новый — система оказалась не просто рабочей, а дала развитие моему бизнесу и увеличила объемы продаж в 4 раза!
Как работает крауд для маркетплейсов
Краудлендинг — это выдача займов через инвестиционные платформы. По сути это инструмент коллективного кредитования бизнес-проектов. С помощью краудлендинговых платформ заемщикам можно получить деньги на развитие бизнеса, а инвесторам — высокий доход, то есть в выигрыше остаются все. На Lender Invest и других платформах размещаются заявки уже действующего малого и среднего бизнеса.
Крауд — это официальный и безопасный инструмент. Все платформы зарегистрированы в реестре операторов инвестиционных платформ и регулируются ЦБ.
Чтобы разместить заявку на краудплатформе и получить займ на развитие бизнеса селлеру нужно пройти несколько несложных шагов.
Заключить договор с площадкой. Для этого нужно на ней зарегистрироваться на ней.
Заполнить все данные в личном кабинет. Их увидят потенциальные инвесторы, а также нужно предоставить площадке регистрационные и финансовые документы. Платформа проводит обязательную проверку надежности компании;
Составить предложение для инвесторов. Это можно сделать самостоятельно или с помощью менеджеров платформы. В нем должна быть необходимая вам сумма, под какой процент и на какой срок вы хотите занять эти деньги. Чтобы повысить свои шансы, можете приложить стратегию и бизнес-план — инвесторы хотят видеть, за счет чего вы планируете возвращать деньги.
И теперь останется только ждать сбора нужной суммы. Когда сумма будет собрана, краудлендинговая платформа перечислит деньги инвесторов на ваш расчетный счет и автоматически заключит договор между ними и вами.
Что по цифрам
Бренд I.G.FIT сейчас стабильно успешый. Утверждать это можно, опираясь на аналитику работы команды, показатели бизнеса и постоянный процесс поиска, в котором я нахожусь.
Были и провалы. После февральских событий наш бизнес потерпел первую крупную неудачу. Мы закупили большую партию товара по высокому курсу доллара и на протяжении нескольких месяцев разгребали последствия — распродавали невыгодный товар.
Тогда мы постоянно теряли, и, кажется, не бросить это все помогало только сообщество таких же бизнесменов, которые разделяли мои неудачи — тогда сложно было всем.
Были и другие неудачи. Какое-то время я пробовал инвестировать прибыль от бизнеса в другие проекты или закупал товары, которые в итоге оказывались нерентабельными. Это была череда провалов, на которых я потерял порядка 10 млн рублей. Но это был опыт. И благодаря этим ошибкам сейчас я знаю о бизнесе гораздо больше.
Моя команда. Сейчас это 15 сотрудников. Это начальник склада, руководитель проекта фулфилмента, упаковщики, маркировщики, грузчики, бухгалтер, финансовый директор, руководитель отдела продукта, руководитель отдела продаж, консультант по управлению, менеджеры по Wildberries и Ozon, ассистенты. Этот штат рассчитан на рост бизнеса в два-три раза, поэтому я не особо переживаю за будущее.
Крауд в России не самый популярный инструмент среди предпринимателей. Но я на своем опыте узнал, что это рабочий инструмент. А вы пользовались краудлендингом для финансирования своего магазина на маркетплейсе или другого бизнеса?