В бизнес-среде бытует мнение, что решения на основе искусственного интеллекта (ИИ) актуальны лишь для крупного бизнеса, который способен вкладывать значительные инвестиции в разработку технологических решений. Но практика показывает, что именно ИИ является тем инструментом, который дает возможность малому бизнесу развиваться, а также конкурировать с крупными компаниями. Расскажу, пользуется ли сегодня малый бизнес ИИ-решениями, а также разберу, для решения каких задач оптимально использовать машинное обучение.
Пользуется ли малый бизнес ИИ-инструментами?
В 2023 году крупнейшее международное агентство TechnoMetrica, специализирующейся на глубинном анализе бизнес-процессов, опубликовало результаты исследования о влиянии ИИ на деятельность малого бизнеса. В опросе приняли участие 676 представителей малого бизнеса, которые имеют штат сотрудников от 2 до 99 человек. 507 бизнесменов хотя бы раз в своей профессиональной деятельности прибегали к помощи машинного обучения.
В соответствии с результатами исследования чаще всего малый бизнес использует ИИ для автоматизации email-рассылок, создания графического контента для рекламы и социальных сетей, в SMM-активности, в рамках клиентского сервиса, для написания текстов, транскрипции аудио-текста.
Одной из интересных тенденций является то, что с ростом прибыли интерес к ИИ в разрезе бизнес-задач пропорционально увеличивается. Фактически, чем больше зарабатывает компания, тем чаще использует ИИ-инструменты. Но еще более интересны результаты внедрения от ИИ. Около 40% предпринимателей считают, что с помощью машинного обучения они смогли более эффективно распределить роли внутри команды и оптимизировать деятельность компании.Треть опрошенных признались, что использование ИИ позволило им не повышать цены на свои услуги и продукты. Порядка 35% смогли с помощьи ИИ-решений значительно сэкономить и вложить эти средства в развитие своего бизнеса.
Для чего малому бизнесу ИИ?
Для того, чтобы ИИ-решение действительно работало эффективно и приносило пользу бизнесу, еще до момента его внедрения, владельцу бизнеса необходимо провести анализ ситуации и понять, какие проблемы существуют. Только после этого необходимо принимать решение о необходимости применения технологий машинного обучения. Если решение о цифровизации бизнеса пришло спонтанно, и вы не понимаете, какую проблему закроет будущее ИИ-решение, то скорее всего такой подход не будет иметь смысла.
Оптимально составить список проблемных зон бизнеса, оценить насколько они влияют на общую стратегию развития и прибыли компании. А далее начать решение проблем с помощью ИИ-инструментов.
Очень важно здесь начинать с мелких задач, чтобы наглядно увидеть, насколько машинное обучение будет полезно именно для деятельности вашей компании. А потом постепенно переходить к более острым проблемам.
Выполнение рутинных задач с помощью ИИ
Часто сотрудники тратят большую часть своего времени на выполнение однотипных рутинных задач, которые повторяются изо дня в день. Такие задачи не требует индивидуального подхода или креативных решений. А это значит, что их выполнение можно переложить на машинное обучение.
Вот пример четырех задач, которые достаточно эффективно выполнит ИИ вместо живого сотрудника:
- составление финансовых отчетов и аналитических срезов;
- выполнение функции секретаря — при записи любого совещания на диктофон, можно попросить чат-бота расшифровать аудиофайл, выделить задачи, назначить дедлайны и ответственных;
- подготовка расписания и графика работы сотрудников;
- принятии сложных решений. ИИ всего за несколько минут может провести комплексный анализ ситуации и последствий определенного выбора, что поможет вам быстро принять правильное решение.
Далее расскажу про применение ИИ в маркетинге.
ИИ в маркетинге
Для любого бизнеса вопрос продвижения своих услуг является ключевым. Сюда входит создание фирменного стиля, подготовка и наполнение сайта, ведение социальных сетей на различных платформах. К дополнительным опциям можно отнести Telegram-канал и собственный блог на видеохостингах. Но вне зависимости от платформы встает вопрос о подготовке контента — изображений, видео, текстовых блоков. Для каждого этого направления требуется отдельный специалист — дизайнер, видеомонтажер, копирайтер. Кроме того, встает вопрос, кто будет заниматься email-рассылками и запуском таргетированной рекламы. Большую часть этих задач можно переложить на ИИ.
Сегодня нейросети отлично справляются с задачами по созданию изображений и видео, написанию текстов для блогов, статей для сайта, писем для email-рассылок. Вместо целого отдела маркетинга вы можете нанять одного специалиста, который будет на ты с ИИ-инструментами.
Чат-боты и цифровые помощники для клиентского сервиса
Ответы на обращения клиентов являются важнейшим элементом клиентского опыта. Скорость и качество ответов Службы поддержки формируют лояльность клиентов, которая является ключевым фактором при принятии решения о приобретении товара или услуги данного бренда. По данным одного из крупнейших разработчиков IT-решений для бизнеса Sitecore инвестиции, вложенные в клиентский сервис, всегда приносят значительную выгоду.
В разрезе клиентского сервиса наиболее актуальны чат-боты или цифровые помощники. В основе современных чат-ботов лежат генеративные языковые модели. Это делает возможным обучить цифровых помощников любым данным. Фактически, один чат-бот может заменить целый штат менеджеров Службы поддержки клиентов. При этом цифровой помощник может быть интегрирован на любые площадки — на горячую линию, в диалоговое окно на сайте или мобильном приложении, в мессенджеры и социальные сети.
Наша команда работает над различными решениями на основе нейросетей для субъектов малого предпринимательства. Чаще всего предприниматель приходит с конкретным запросом, и мы разрабатывает наиболее релевантный вариант решения проблемы.
Одни из наших последних продуктов — это чат-бот для Авито. В настоящее время, площадка является самым популярным сайтом объявлений в нашей стране и занимает 13 место в общем рейтинге всех ресурсов. Ежемесячная аудитория Авито составляет около 53 млн пользователей, опубликовано более 182 млн объявлений.
По сути Авито — это целая экосистема, включающая в себя продажу самых разных товаров и услуг, систему оплаты и доставки. Именно Авито становится полноценным инструментом реализации товаров и услуг для малого бизнеса. Наши клиенты — это:
- репетиторы, работающие как самозанятые;
- небольшие компании, оказывающие услуги по ремонту бытовой техники;
- предприниматели, занимающиеся строительством и продажей материалов данной категории;
- туристические агентства, предлагающие уникальные туры по уголкам России.
Что умеет чат-бот от команды BotB2b:
- консультировать по товарам и услугам, представленным в магазине на Авито;
- отвечать на вопросы о характеристики товаров или специфике предоставления услуг;
- помогать оформить заказ;
- собирать контакты покупателей;
- проводить опросы пользователей платформы;
- переключать диалог на менеджера в случае специфического запроса.
За счет эффективной коммуникации с клиентами меняется сама структура пользовательского опыта — клиенту не приходится ждать ответа, задавать одни и те же вопросы по несколько раз. В любой время суток покупатель получает быстрый и полноценный ответ на свой вопрос. Продавец получает довольного клиента, которой с большой вероятностью, приобретет товар повторно.
Предприниматели отмечают улучшение коммуникации с клиентами, что положительно влияет на улучшение пользовательского опыта и масштабирования бизнеса.
А как вы считаете, насколько полезны ИИ-инструменты для решения задач малого бизнеса в нашей стране?