Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Аутсорсинг бухгалтерии: плюсы и минусы


Бухгалтерия остается одной из главных «болей» современного бизнеса, поскольку требует высокой ответственности, понимания всех нюансов правил и законов и особой точности, что достаточно сложно обеспечить при регулярных изменениях налогового законодательства. Здесь возникает резонный вопрос: бухгалтер в штате или на аутсорсинге?

Как понять, что компании нужен аутсорсинг

Если раньше основным преимуществом передачи дел на аутсорсинг считалась экономия и рациональное использование собственных финансов, то сейчас предприниматели видят в этом больший смысл. Таким образом они могут освободиться от определенных функций, получить поддержку профессионалов и сосредоточиться на том, что они умеют делать лучше всего, — развитии собственного бизнеса.

Однако, выбирать аутсорсинг стоит при определенных задачах.

Нужно делегировать часть процессов, и под эти процессы сложно взять инхаус-специалиста. Например, сотрудник в штате будет обходиться слишком дорого, потому что, помимо заработной платы бухгалтера и страховых взносов +30%, нужны дополнительные затраты на оборудование рабочего места, программное обеспечение, в том числе такие справочные системы, как Гарант, Консультант.

Нужно передать ответственность за результат. Существует стереотип, что аутсорсинг бухгалтерии подходит по большей мере малому бизнесу. Однако и крупные компании идут на заключение договора, даже если стоимость привлечения аутсорсинговой компании будет выше, чем найм в штат, из-за преимуществ передачи ответственности.

Со штатными сотрудниками это сделать сложнее, так как в рамках трудового договора прописать такую ответственность нельзя. К тому же руководителям без знания бухгалтерского учета не так легко проверить компетентность того или иного сотрудника, а привлечение недостаточно квалифицированного сотрудника может привести как к налоговым, так и репутационным рискам.

Нужно передать мультифункциональные обязанности. Например, совмещение бухгалтерии и услуг кадрового специалиста. В случае с инхаус-командой для этого часто нужны два человека, а это двойное увеличение затрат. Кроме того, если необходимы бухгалтер и финансовый директор, стоит ожидать кратный рост расходов, ведь финансовый директор — это высококлассный специалист, и содержание человека в штате потребует значительных вложений.

Бухгалтер в штате и на аутсорсинге
Бухгалтер в штате и на аутсорсинге

Сравнение штатного бухгалтера и аутсорсинговой компании

Сравнение штатного бухгалтера и аутсорсинговой компании

Виды аутсорсинга

Первый вид аутсорсинга — это разовые услуги или консультирование. К примеру, когда необходима консультационная поддержка при открытии нового направления и нужно определить оптимальную систему налогообложения. Или бухгалтер оказывает разовую услугу — помощь с упрощенными системами налогообложения в составлении налоговых регистров или закрывающих документов для контрагентов.

Также может быть полный аутсорсинг. В таком случае предприниматель полностью передает все задачи по бухгалтерии вплоть до выставления счетов, ведения первичной документации, расчетов с контрагентами, приема сотрудников и подготовки отчетов за них. В моей компании бывает ситуация, когда наш бухгалтер работает прямо в компании заказчика, a второй, главный бухгалтер, работает уже удаленно.

Разовые услуги больше подходят для начинающих предпринимателей и самозанятых. Если меняются условия работы, растет компания, появляются сотрудники, необходима уже полная передача бухгалтерии на аутсорсинг.

Стоимость аутсорсинга
Стоимость аутсорсинга

Приблизительные расчеты стоимости услуг аутсорсинговой компании могут выглядеть так

Приблизительные расчеты стоимости услуг аутсорсинговой компании могут выглядеть так

Аутсорсинговая компания — это, в хорошем смысле слова, конвейер: все процессы здесь грамотно построены, отлажены, во многом автоматизированы, а сотрудники работают по четким регламентам.

Что это дает клиентам?

Сокращение расходов. Услуги бухгалтера на аутсорсинге обойдутся дешевле, чем сотрудник в штате, так как у компании есть несколько заказчиков, за счёт чего она может снижать стоимость работ. Кроме того, это сокращение расходов на зарплаты, страховые взносы, ПО, вложения в обучение сотрудников — так как налоговое и бухгалтерское законодательство в России часто меняется и команду нужно постоянно обучать. В некоторых компаниях при передаче учетных функций на аутсорсинг расходы могут снизиться на порядок — в 5-10 раз.

Бесперебойная работа. Если бухгалтер в штате ушел в отпуск или на больничный — заменить его некому, и нужны минимум два сотрудника. В аутсорсинговой компании менеджер клиента может передать полномочия и ответственность коллеге — всегда есть подменный бухгалтер, который полностью примет на себя все процессы.

Передача ответственности. Штатный бухгалтер несет ответственность только по трудовому договору. При заключении договора аутсорсинга с компанией ответственность уже гражданско-правовая, то есть как у заказчика и подрядчика. И, соответственно, эта ответственность несётся даже после расторжения договора, в рамках конкретного периода работы. Поэтому если возникнут налоговые санкции или другие финансовые последствия в виде штрафов и пеней, то ответственность аутсорсера прописана в договоре, а у надежных компаний еще и застрахована. Все потери заказчика будут возмещены компанией или страховой.

Квалифицированный персонал. Аутсорсинговые компании тщательно следят за своей репутацией и за обучением сотрудников, участвуют в различных семинарах и форумах для того, чтобы поддерживать высокий уровень профессионализма. Они постоянно следят за изменениями законодательства, поэтому нет таких рисков, как если штатный бухгалтер отправляет необновленную декларацию, её не принимают, и компания попадает на штраф.

Комплексная поддержка. Заключая договор с аутсорсинговой компанией, можно одновременно получить не только бухгалтерские услуги, но и кадровые, юридические, маркетинговые, в зависимости от размеров компании и объема предоставляемых услуг. В штат для это понадобилось бы нанять 2-4 сотрудника и более.

Минусы аутсорсинга

Их меньше, но они присутствуют.

Сниженная оперативность. У специалиста аутсорсинговой компании не один клиент, и это нужно понимать. Может произойти такое, что бухгалтер не сможет ответить в ту же секунду, как если бы руководитель пришел в кабинет к своему сотруднику. Период ответа увеличивается в зависимости от сложности вопроса, например, если в отчетный период клиент решит взять кредит, то подготовка кредитной документации скорее всего будет перенесена на определенный срок, так как у подрядчика в приоритете сейчас сдача отчетов.

Ограниченный договором пул задач. Сотрудники в штате часто могут выполнить работу “сверх” своих обязанностей, но в аутсорсинге дополнительные задачи, которые выходят за рамки договора, выполняются за дополнительную плату. Та же кредитная документация, если она не входит в пакет обслуживания, будет считаться отдельно.

Недостаточная погруженность в бизнес-процессы. Для некоторых компаний очень важно, чтобы бухгалтерия была встроена в какой-то бизнес-процесс. Например, в торговой компании менеджеры выставляют документы, бухгалтерия проверяет правильность заполнения и подписывает их, то есть несет за это ответственность и в дальнейшем участвует в процессе взыскания дебиторской задолженности, если документы были оформлены неверно или потерялись.

Передать подобные задачи на аутсорсинг будет гораздо сложнее, потому что ни один бухгалтер в аутсорсинге не будет участвовать в бизнес-процессах с такой вовлеченностью, ведь он принадлежит другой компании.

Вне зависимости от выбранного вами подхода к бухгалтерии, самое важное — обрести надежного и компетентного помощника в финансовых вопросах. Только грамотный и тщательный анализ рисков и преимуществ позволит подобрать лучший формат взаимодействия именно для вашего бизнеса.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Оксана Каверина
Оксана Каверина

А какой формат работы выбрали или планируете использовать вы — штатная бухгалтерия или аутсорсинг?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации