Объем внешней торговли России с Ближним Востоком, включая страны Персидского залива, продолжает расти с каждым годом. Регион занимает второе место в рейтинге приоритетных направлений для экспорта российских цифровых решений, уступая лишь Азии. Однако для российских ИТ-компаний наиболее прозрачные условия ведения бизнеса существуют только в ОАЭ.
Как же оценить перспективы выхода на другие рынки Персидского залива, такие как Саудовская Аравия, Катар и Бахрейн? В статье поделюсь экспертными рекомендациями по инвестициям и особенностям работы в этих странах.
Разовые прямые затраты
Большинство цифровых атташе при российских торговых представительствах в зарубежных странах подчеркивают важность делового присутствия на локальном рынке в виде юридического лица. Следует учитывать, что регистрация иностранного бизнеса в форме представительства, как правило, не предусматривает ведение коммерческой деятельности на территории страны и ограничивается информационными функциями: исследование рынка, проведение рекламных акций и презентаций продукции, организация переговоров.
Учитывая менталитет и особенности ведения бизнеса в странах Персидского залива, без физического присутствия на рынке рассчитывать на продуктивное и долгосрочное сотрудничество с местным бизнесом и партнерами не приходится. Поэтому речь идет о необходимости открытия юридического лица с правом коммерческой деятельности.
В рамках открытия филиала зарубежной компании, в зависимости от выбранной юрисдикции и осуществляемой деятельности, потребуется оплатить целый комплекс услуг, включая подготовку документов для регистрации (включая, услуги перевода, нотариуса, легализации/апостилирования и т.д.), получение разрешений и отраслевых лицензий от государственных органов, поиск и организацию офиса, открытие корпоративного банковского счета, а также оплатить регистрационные взносы (госпошлину), юридические услуги и услуги местного спонсора/сервисного агента. Для понимания, самые высокие сборы за подачу заявления на регистрацию в регулирующих органах среди стран Персидского залива отмечаются в Саудовской Аравии, самые низкие — в Бахрейне.
Что касается всего комплекса услуг, в ОАЭ он может обойтись в сумму от $30 000. Более того, в некоторых юрисдикциях филиалу зарубежной компании может потребоваться соблюдение минимальных требований к капиталу или предоставление финансовых гарантий.
Ежегодные прямые затраты
Существует ряд регулярных прямых затрат, которые необходимо принять во внимание экспортерам. Среди них лицензионные платежи, коммерческая аренда, затраты на рабочую силу, затраты на содержание офиса, затраты на маркетинг и профессиональные услуги.
Ежегодные лицензионные платежи. После регистрации бизнеса предстоит ежегодно выплачивать лицензионные платежи регуляторам. Среди стран Персидского залива самые высокие ежегодные лицензионные платежи установлены в ОАЭ и Омане, самые низкие — в Катаре и Бахрейне.
Аренда офиса. Обеспечение офисных или коммерческих помещений является существенной статьей операционных затрат. Стоимость аренды может значительно варьироваться в зависимости от местоположения, размера и качества помещения. Наиболее высокие ставки за коммерческую аренду — в Катаре и Кувейте. В Саудовской Аравии — уровень ставок за коммерческую аренду чуть ниже среднего — например, в Эр-Рияде ежемесячная арендная плата за офисные помещения может варьироваться примерно от $40 до $135 за 1 кв. м в престижных районах и немного ниже в пригородных районах.
Затраты на рабочую силу. Стоимость найма сотрудников, включая зарплаты, пособия и другие затраты, связанные с трудом, может быть значительной и должна быть тщательно заложена в бюджет. Базовая зарплата Sales Manager без учета льгот/бонусов в среднем по странам Персидского залива составляет около $5,380, а Business Development Manager — $5,660. Наиболее дорогие квалифицированные специалисты — в ОАЭ. Предприятия должны соблюдать трудовое законодательство и правила, которые включают обязательные пособия по безработице и взносы в программы социального страхования. Эти преимущества могут добавить дополнительные 20-30% к базовым затратам на зарплату.
Например, в Саудовской Аравии ставка взноса на социальное страхование обычно составляет 22% от ежемесячной зарплаты работника, при этом работодатель покрывает 12%, а работник вносит 10%. Примечательно, что в ОАЭ и Катаре нет подоходного налога с населения, социального страхования или других установленных законом отчислений из зарплаты. В Омане работодатели обязаны платить взносы по социальному обеспечению, равные 20,5% от валовой зарплаты своих сотрудников.
Затраты на содержание офиса. Предприятиям необходимо учитывать затраты на коммунальные услуги, такие как электричество и вода, а также затраты на инфраструктуру — подключение к Интернету и ИТ-системы. Кроме того, следует заложить в бюджет такие статьи затрат, как уборка офиса, обеспечение безопасности (охрана, сигнализация, видеонаблюдение) и техническое обслуживание ИТ-ландшафта. Эти затраты могут варьироваться в зависимости от местоположения и масштаба бизнес-операций. Стоимость электроэнергии и воды в Кувейте относительно низкая по сравнению с другими странами региона. Самая низкая стоимость интернет-сервисов — в Саудовской Аравии, а телефонных услуг — в Катаре. Стоимость же облачных вычислений и второстепенных приложений сопоставима во всех странах Персидского залива.
Затраты на маркетинг и рекламу. Предприятиям также не обойтись без выделения средств на маркетинговые и рекламные усилия для создания своего бренда и продвижения своих продуктов или услуг на местном рынке. Эти затраты могут значительно различаться в зависимости от выбранных маркетинговых каналов и стратегий: затраты на кампании цифрового маркетинга, включая рекламу в социальных сетях, поисковую SEO-оптимизацию и маркетинг влияния; затраты на печатную и наружную рекламу — печатные СМИ (газеты, журналы) и наружные рекламные щиты, баннеры.
Затраты на профессиональные услуги. В зависимости от сложности бизнес-операций компаниям могут потребоваться бухгалтерские (учет, финансовая отчетность), аудиторские, юридические (проверка контрагентов и контрактов, разрешение споров) и консалтинговые (исследование рынка, стратегическое планирование) услуги, а также периодические затраты на услуги переводчиков, нотариусов и легализацию документов. Плата за эти профессиональные услуги должна быть включена в общие затраты.
На чем можно сэкономить
Сегодня многие страны предлагает различные стимулы и налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций, которые предоставляют новые возможности для экспортеров. Например, в свободных зонах (free zones), как правило, предлагаются гибкие планы платежей за лицензионные сборы и аренду офисов, что упрощает управление денежными потоками. Форматы и тарифы офисов могут быть самыми разными: от Flexi Desk и малого офиса (до 3 человек), до среднего и большого офиса (до 10 человек).
Правительственные органы и институты развития России также заинтересованы в продвижении и поддержке высокотехнологичного российского экспорта.
Требования к капиталу. В отдельных свободных экономических зонах (например, UAQ FTZ в ОАЭ) нет требования к минимальному капиталу для филиалов иностранных компаний, что позволяет высвободить финансовые средства для развития и масштабирования бизнеса.
Налоги и государственные пошлины. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 85 странами. На законодательном уровне порядок устранения двойного налогообложения установлен: по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций и НДФЛ. Это означает, что эти налоги, выплаченные в другой стране, российские налоговые резиденты могут зачесть в счет уплаты. Кроме того, в некоторых странах для компаний, зарегистрированных в одной из свободных экономических зон (СЭЗ), как правило, существуют специальные налоговые режимы и преференции по таможенным пошлинам.
Например, в ОАЭ около 40 таких СЭЗ и ставка корпоративного налога составляет от 0% до 9% в зависимости от размера налогооблагаемого дохода и условий той или иной СЭЗ для ИТ-компаний. Но необходимо принимать во внимание, что свободные зоны предпочтительны для предприятий, ориентированных на экспорт или определенные отрасли. В то же время материковая часть ОАЭ подходит для предприятий, ориентированных на заказчиков как по всей территории ОАЭ, так и за их пределами.
Бизнес-командировки. Услуги Московского экспортного центра (МЭЦ): реверсные бизнес-миссии и переговоры с делегациями иностранных партнеров в Москве без необходимости выезда за рубеж; организация онлайн-презентаций для потенциальных зарубежных клиентов и партнеров. Полностью цифровые процедуры регистрации компаний в отдельных зарубежных юрисдикциях и СЭЗ также позволят сэкономить средства на поездках.
Экспортные контракты. Услуги МЭЦ: экспортные гранты (экспортный кешбэк) для субъектов МСП.
Профессиональные услуги. Услуги Российского экспортного центра (РЭЦ): экспортная аналитика от цифровых атташе при российских торговых представительствах; анализ целевого рынка с господдержкой. Услуги МЭЦ: проверка зарубежных контрагентов; поиск зарубежных клиентов и партнеров через амбассадоров бизнеса; правовое сопровождение экспортных контрактов.
Маркетинг. Спонсорство отраслевых мероприятий, конференций или выставок может быть эффективным способом повышения узнаваемости бренда и охвата потенциальных клиентов. Спонсорами могут выступать как вендоры, так и институты развития — российские и зарубежные. Услуги РЭЦ: софинансирование выставок; компенсация затрат на участие в зарубежных выставках и ярмарках. Услуги МЭЦ: финансирование затрат на участие в зарубежных выставках на объединенном стенде; финансирование услуг переводчиков, подготовки промо-материалов, трансфера в рамках деловой программы.
Заключение
Низкая налоговая нагрузка в отдельных юрисдикциях, как правило, компенсируется за счет иных платежей — ежегодного продления регистрации и лицензий компании, дополнительных муниципальных сборов для нерезидентов при аренде недвижимости и т.п. Самой конкурентоспособной среди стран Персидского залива с точки зрения ведения бизнеса в ИТ-сфере является Бахрейн, где годовые затраты на 13% ниже, чем в среднем по странам этого региона. ОАЭ же являются самой дорогой страной региона для открытия и ведения бизнеса.
Вместе с тем, тщательное финансовое планирование с учетом преференций, предоставляемых со стороны местных органов власти, а также мер господдержки экспортеров со стороны российских институтов развития позволит оптимизировать затраты и создать условия для успешного запуска и ведения бизнеса в целевой стране.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Какие расходы для российских ИТ-компаний в странах Персидского залива оказываются наиболее непредсказуемыми и значительными: регистрационные сборы, затраты на аренду или расходы на найм и удержание квалифицированных сотрудников?