Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Бизнес-анализ помогает компаниям принимать ключевые решения об изменении процессов и разработке новых продуктов. В статье рассказываем, как проводят бизнес-анализ и сколько на него нужно времени
Руководитель проектов StecPoint
Бизнес-анализ помогает компаниям определить направления развития и выработать решения для реализации изменений. В этой статье собрали основные преимущества и принципы бизнес-анализа.
Статья будет полезна ИТ-компаниям и бизнесу, который хочет улучшить внутренние процессы или создать новый продукт.
Бизнес-анализ — это изучение и оценка процессов компании. Его проводят, чтобы найти точки роста бизнеса. Аналитик изучает текущую ситуацию, оценивает цели, к которым стремится директор или собственник, и помогает найти возможности для их реализации.
Компании, у которых в штате есть эксперты-аналитики, проводят анализ самостоятельно и привлекают только разработчиков для реализации конкретного проекта.
Если у компании нет внутренней экспертизы, она приглашает внешних специалистов для проведения анализа и выполнения задачи.
Руководство логистической компании хочет увеличить прибыль и расширить свой бизнес. Оно нанимает бизнес-аналитиков, которые оценивают эффективность существующих процессов и определяют необходимые изменения.
Аналитики изучают процесс доставки товаров и рекомендуют начать автоматизацию: разработать приложение для водителей и создать чат-бот для обработки заказов.
Компания внедряет изменения и постепенно достигает цели по увеличению прибыли.
Основная цель проведения бизнес-анализа — понять, какие процессы требуют изменений, и предложить механизмы исправления ситуации. Чтобы правильно оценить текущее положение и точки роста, нужно анализировать бизнес комплексно.
Металлургическая компания начинает цифровизацию производства, но не проводит полноценный бизнес-анализ: руководство предпочитает ориентироваться на показатели отделов и не рассматривает общую статистику производительности. В результате новые изменения и технологии не удается интегрировать в текущие процессы и создать единую систему.
Бизнес-анализ перед началом цифровизации позволяет избежать подобных ошибок и увидеть полную картину необходимых изменений.
Польза, которую приносит компании бизнес-анализ:
Помогает определить способы увеличения эффективности работы. Бизнес-анализ начинается с изучения процессов в компании и потребностей заказчика. После этого аналитик прописывает все цели и задачи в числовых значениях. Такие общие абстрактные понятия, как доходность и эффективность, в процессе бизнес-анализа превращаются в конкретные показатели — например, в цену расходных материалов или количество времени на погрузку товара.
Этот подход позволяет найти такие способы организации бизнес-процессов, модели монетизации продукта и функции, которые принесут дополнительный доход или помогут сэкономить время и ресурсы.
Позволяет установить точную стоимость проекта. Бизнес-анализ формирует ясное представление о том, что нужно компании и как этого добиться с помощью информационных технологий. Это представление оформляют в спецификацию — план проекта. Такой документ содержит все детали, которые нужны, чтобы рассчитать и утвердить окончательную стоимость работ.
Спецификация помогает выбрать стратегию: сделать все сразу или разделить разработку на этапы, запустить MVP и постепенно развивать проект.
Снижает затраты. Сначала на бизнес-анализ нужно потратиться, но он предотвращает перерасход денег в будущем. Например, спецификацию можно оформить как приложение к договору с разработчиком. Тогда она станет юридической гарантией того, что разработка не выйдет за рамки бюджета.
Если не проводить бизнес-анализ, можно переплатить: без четкой спецификации разработчики будут сталкиваться с неожиданными требованиями и сложностями. Компания рискует получить нежизнеспособный продукт, на доработку которого понадобятся дополнительные деньги.
Ускоряет разработку. Благодаря бизнес-анализу уже перед началом проекта разработчики точно знают, что и как следует сделать. Готовая спецификация помогает спланировать работу оптимальным образом и ускоряет разработку продукта.
Существует два основных подхода к бизнес-анализу: европейский и американский.
В Европе бизнес-анализ обычно проводят системные аналитики с техническим бэкграундом. Уже на ранних этапах работы они знают, какие технологии лучше использовать, где хранить данные и по каким маршрутам передавать.
В США аналитик прежде всего глубоко разбирается в бизнесе. Такой специалист оставляет технические детали разработчикам и уделяет больше времени описанию проекта как коммерческого продукта. Он хорошо представляет себе потенциальную клиентуру, конкурентные преимущества бизнеса и может с ходу предложить оптимальную бизнес-стратегию.
Рекомендуем сочетать преимущества американского и европейского подхода. Это позволит увидеть и возможности для увеличения прибыли, и четкие технические решения, которые помогут достигнуть этой цели оптимальным путем.
План бизнес-анализа на основе сочетания двух подходов:
Как только прототипы проверены, спецификация утверждена и детали сотрудничества согласованы, можно запускать разработку.
Продолжительность бизнес-анализа зависит от масштабов проекта:
При заключении договора с аналитиками обсудите точные сроки и этапы реализации проекта. Убедитесь, что вы одинаково понимаете цели и результаты работы.
Бизнес-аналитики укажут на точки роста и помогут разобраться, какие функции будущего продукта наиболее важны. Это поможет исключить нежизнеспособные идеи и сэкономить деньги и время на разработке.
По итогам бизнес-анализа компания получает:
Спецификация — готовое руководство для разработчиков, а визуальный прототип — наглядное пособие для дизайнеров. С этими документами бизнес сможет запустить разработку с любым подрядчиком.
Анонсы мероприятий, ответы от юристов и полезные статьи о бизнесе
Читать TelegramРассказываем, как предприниматели и компании используют партнерство, чтобы увеличивать доходы бизнеса
Перед тем как составлять контент-стратегию и планировать продвижение, важно понять, кому вы продаете и зачем этим людям ваш продукт
Разберемся, зачем монобрендам собственный интернет-магазин и что главное при запуске персонального маркетинга