В 2024 году пресса пестрила заголовками об арестах блогеров-миллионников, которые показывали роскошную жизнь и по тем или иным причинам оказались под арестом. Бизнес, работающий онлайн: блогеры, эксперты, онлайн-школы — не были готовы к тому, что за них «возьмутся» правоохранительные органы и налоговая, и для многих такие новости стали сюрпризом.
Что же привело к таким печальным последствиям? Давайте начнем по порядку и рассмотрим основные причины возникших проблем с законом и способы их решения.
Легализация деятельности и открытие юрлица
Если вы ведете репетиторскую деятельность онлайн, то, как правило, начинаете работать с оборотов до 2.4 млн рублей в год и работаете по определенному виду деятельности, поэтому можете оформить статус самозанятого налогоплательщика.
Если обороты достигли более 2,4 млн. можно оформить статус ИП и получить патент на образовательные услуги.
Онлайн-школам подойдет такая распространенная форма юридических лиц как ООО, при этом в случае оборотов до 200 млн. рублей — упрощенная система налогообложения. Перед организацией ООО необходимо составить партнёрское соглашение, если планируете открывать совместно с партнером, во избежание недопониманий и конфликтов в будущем.
Дробление бизнеса
Перед масштабированием необходимо определиться, как вы будете решать вопрос при достижении оборотов компании более 200 млн. в год и найме более 130 сотрудников?
У налоговой инспекции есть чёткие признаки «дробления» бизнеса, которые отражены в Письме ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/25984:
- Если ваши компании или ИП находятся по одному адресу, в том числе один IP-адрес.
- Создание нового юрлица на фоне растущей прибыли первого юрлица (ИП) и приближения к пороговому значению для смены им системы налогообложения.
Ошибки допускают не только блогеры, но и представители других сфер бизнеса. Например, онлайн-школы могут использовать идентичные материалы для обучения, с полным совпадением методологии и программ. Примеров из судебной практики по налоговым спорам достаточно. Ни для кого не секрет, что цифровизация и внедрение налогового мониторинга позволяет оперативно получить информацию правоохранительным органам и собрать доказательную базу для суда.
Работа с самозанятыми
С марта 2024 года Роструд и налоговики активно проверяют работу организаций с самозанятыми.
Вопросы могут возникнуть если у Вас педагоги и кураторы работают не по трудовому договору, а по договору ГПХ. Вы стабильно два раза в месяц выплачиваете им вознаграждение, даты выплат совпадают, вместо прав и обязанностей в договоре прописаны трудовые функции. У сотрудников, оформленных как самозанятые, есть график, должностные обязанности.
В случае выявления таких схем в работе онлайн-школы налоговая может признать отношения трудовыми и доначислить налоги и взносы. Поэтому перед масштабированием нужно разработать грамотную, с юридической точки зрения, кадровую политику.
Нужно быть готовыми, что налоговая в том числе «мониторит» соцсети, подготовить персонал к возможным проверкам и вопросам со стороны проверяющих органов.
Требования Роскомназдора в области защиты персональных данных
Онлайн-школы работают в основном с физическими лицами. По Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ организация, осуществляющая работу с персональными данными, является оператором и обязана уведомлять Роскомнадзор о начале обработки. О том, кто является ответственным лицом в организации, каким образом осуществляется хранение и защита персональных данных. Кроме того, для обработки персональных данных должно быть выраженное согласие владельца на обработку и сам документ, который называется Политика обработки персональных данных.
За отсутствие у онлайн-школы Политики и Согласия от ученика или сотрудника установлены штрафы. Согласно ст.13.11 КоАП РФ, обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Реклама — двигатель торговли
По закону реклама подлежит маркировке. Необходимо заключить договор с ОРД, получать токен на креатив и после проведения рекламной кампании ежемесячно отчитываться в ЕРИР. И «авось пронесёт» здесь не пройдет. Проверкой маркировки занимаются сразу два госоргана — ФАС и РКН.
На каждый рекламный креатив нужно резмещать токен и указывать реквизиты рекламодателя. Распространять рекламу путем рассылки сообщений можно только после того, как получено согласие абонента (адресата) на получение такой рекламы. Этот запрет распространяется и на рассылку сообщений с использованием сети Интернет (например, на адреса электронной почты, через мессенджеры). Это следует из ч. 1 ст. 18 Закона “О рекламе”, п. 4 ст. 2 Закона “Об информации”, п. 35 ст. 2 Закона “О связи”.
Согласие на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать лицо (абонента, адресата), которое дало это согласие, но и подтвердить что он реально был согласен на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Согласно ч.4.1. ст. 14.3. КоАП РФ: “Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей”.
Проверяют также и на наличие токена в рекламном креативе и сдачу отчетности в ЕРИР.
Как пример: ООО «Арзамас» в своём телеграм-канале разместило объявление для подписчиков от своих партнеров — онлайн-школы и ссылку на сайт данной школы. ФАС усмотрела в этой публикации признаки рекламы и оштрафовала на 100 тысяч рублей ООО «Арзамас». “Реклама должна быть промаркирована”, — указал контрольный орган в своём постановлении. Незнание закона не освобождает от ответственности — этот принцип базовый в юриспруденции.
Грамотно составленный договор оферты
Специфика работы онлайн-школ и экспертов предполагает договор оферты, так как “продукты” массовые и продаются онлайн. Нет необходимости встречаться с каждым клиентом или учеником лично, достаточным фактом заключения договора является оплата услуг.
Но распространенной ошибкой блогеров и экспертов является либо шаблон договора, взятый из интернета, либо включение в договор на наставничество/обучение гарантии результата, либо вообще отсутствие договора.
Предприниматели часто путают понятия образовательных услуг и информационно-консультационных услуг. И в оферте могут указать один предмет договора, а по факту предоставлять совершенно другой инфопродукт.
Если онлайн-школа проводит обучение бизнесу, есть расписание уроков/семинаров, кураторы, проверка домашних заданий, выдает свидетельство — это образовательные услуги. Для данной деятельности необходимо получать образовательную лицензию. И предметом договора оферты должны быть образовательные услуги.
Если предприниматель — эксперт в своей области и дает консультации, либо у него есть видеоинструкции, лекции или индивидуальные сессии по его направлению работы — это информационно-консультационные услуги.
Регистрация товарного знака
У вас есть логотип, узнаваемое имя? Перед масштабированием его нужно зарегистрировать в качестве товарного знака. Участились случаи копирования чужой интеллектуальной собственности, в том числе и брендов.
На моей практике есть случай, когда всем известный чемпион мира не смог зарегистрировать свой бренд из-за того, что за год до подачи заявки его опередил более расторопный предприниматель.
Согласно ст.23 Гражданского Кодекса РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
Для меня одним из основополагающих качеств предпринимателя является ответственность за свое дело. Психологи называют это «взрослой позицией», когда бизнесмен планирует и согласует шаги в бизнесе совместно с бухгалтером и юристом. При этом, берёт ответственность за принятые решения и осознает возможные риски.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Как вы думаете, какие еще юридические действия предпринимателя помогут ему в масштабировании бизнеса?