Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Революция управления: переход на доменную структуру и микросервисную архитектуру в корпорациях


В условиях стремительного развития информационных технологий всё больше организаций уделяют внимание модернизации и оптимизации своих бизнес-процессов. Этот тренд требует расширения и изменений в работе ИТ-отделов, чтобы обеспечить выполнение бизнес-задач с высочайшей точностью и в сроки, необходимые бизнесу. В последнее время многие крупные компании приняли новую стратегию управления в своих ИТ-структурах, переходя на модель доменной структуры для более эффективной координации и взаимодействия внутри компании.

Кто за что отвечает

Концепция доменной структуры фундаментально меняет представление о взаимодействии и функционале в компании. Вместо того чтобы действовать как изолированные сущности, отделы превращаются во взаимосвязанные домены, каждый из которых соответствует конкретным бизнес-функциям и целям. Такой подход не только способствует сотрудничеству и синергии, но и позволяет ИТ-отделам лучше выстраивать стратегические цели бизнеса.

Каждый домен ИТ-департамента — отдельная команда. Она состоит из всех необходимых специалистов, которые сфокусированы на конкретном проекте. Это может быть разработка нового продукта, совершенствование клиентской поддержки, оптимизация логистики и так далее. Главным ответственным лицом является СТО (технический директор) или продакт-менеджер, который отвечает перед своим внутренним заказчиком. Он анализирует потребности клиента, погружается в его желания, создаёт подходящие решения и управляет процессом. Таким образом, доменная структура управления позволяет ИТ-специалистам глубже погрузиться в свою сферу экспертизы, а также обеспечивает высокий уровень взаимодействия между отделами бизнеса. Координация между отделами помогает избежать дублирования работы, оптимизирует ресурсы и усилия, а также стимулирует обмен знаниями и опытом.

Доменная структура управления
Доменная структура управления

Доменная структура управления обеспечивает высокий уровень взаимодействия между отделами бизнеса

Доменная структура управления обеспечивает высокий уровень взаимодействия между отделами бизнеса

Кому нужна доменная структура

Для компаний с численностью сотрудников менее 100 человек применение доменной системы будет нерациональным. Их структура состоит из небольших подразделений, что исключает необходимость в масштабировании и реорганизации. Однако с развитием организации появляется потребность в постоянном расширении бизнеса. Классический подход управления может оказаться неэффективным для компании. В основном доменная модель управления приобретает популярность в крупных организациях. Например, когда вертикальная централизованная иерархия управления продуктами перестаёт работать из-за большого числа участников и стейкхолдеров, а руководителям сложно приоритизировать задачи и выделять ресурсы.

К основным причинам для выбора доменной модели управления относятся следующие аспекты:

  • отсутствие синергии на стыке ИТ и бизнеса;
  • ИТ-отделу трудно управлять ресурсами и приоритизировать инициативы;
  • сотрудникам тяжело или невозможно управлять сроками задач;
  • сложности или нереальность в оценке прибыли от реализации инициатив, трудности в выделении бюджетов;
  • возможность выделить четкие зоны ответственности и продукты на уровне ИТ-систем. Например, поиск, листинг товаров, сортировка и отгрузка, обработка заказов, клиентские данные и т.д.

При переходе на доменную структуру управления компаниям необходимо обратить внимание на свою ИТ-систему. Сейчас традиционная монолитная архитектура перестала быть эффективной. Она представляет собой единый «организм», в которой все компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Монолит достаточно прост в разработке, но имеет нюансы: ограниченные возможности расширения, обновления и внедрения новых функций. Например, часто все процессы работают на определенном стеке, поэтому добавление новых фишек требует перепроектирования всей системы. Сейчас набирает популярность микросервисная архитектура.

В отличие от своего предшественника такая архитектура представлена в виде «конструктора». Это набор отдельных сервисов, каждый из которых отвечает за решение конкретных задач и взаимодействует друг с другом, создавая функциональность ИТ-системы. Главные преимущества микросервисной архитектуры — гибкость и масштабируемость. Сервисы могут разрабатываться и обновляться по отдельности, что позволяет работать над ними параллельно. Кроме того, если в одном из разделов произойдет ошибка, другие продолжат свою работу, не переставая функционировать. Такой подход ускоряет некоторые бизнес-процессы, уменьшает риски, позволяет внедрять новые процессы на постоянной основе. В итоге, чем больше декомпозиция ИТ-системы, тем больше у неё независимости. Однако масштабируемость влечёт за собой увеличение затрат на ресурсы и потребность в большем количестве команд. А это уже дорогостоящая задача.

Микросервисная архитектура
Микросервисная архитектура

Микросервисная архитектура — набор отдельных сервисов, которые взаимодействуют друг с другом, создавая функциональность ИТ-системы

Микросервисная архитектура — набор отдельных сервисов, которые взаимодействуют друг с другом, создавая функциональность ИТ-системы

Преимущества модели управления

Я выделяю пять основных преимуществ.

Масштабируемость. По мере роста компании, увеличения числа сотрудников и инициатив модель управления позволяет расширять ИТ-систему без значительной перенастройки. Наиболее часто доменные структуры встречаются у компаний из сферы финансовых технологий и в tech-отделах крупных игроков рынка, таких как Lamoda, Avito и Лемана ПРО (Леруа Мерлен). Так, например, с применением этой модели маркетплейс Ozon увеличил размеры бизнеса в несколько раз за последние три года. Компания хорошо масштабируется без существенной потери в производительности и качестве продукта в целом.

Узкопрофильная экспертиза и приоритизация задач. Каждый домен посвящён определённой области экспертизы или бизнес-функции, что позволяет членам команды развивать глубокие знания и навыки в своих областях. Такой подход способствует улучшению качества результатов и расширению возможностей решения проблем. Все сотрудники внутри домена знают свои роли и задачи, что делает работу более эффективной и повышает её качество.

Распределение ресурсов ИТ-отдела. Доменная модель управления способствует равномерной нагрузке специалистов, повышает общую производительность и предотвращает профессиональное выгорание. Поскольку каждый домен относится к определённому направлению, у департаментов не возникают вопросы о «переманивании» сотрудников для выполнения задач их отдела. При традиционной структуре управления и распределении ресурсов ИТ-департамента некоторые отделы постоянно «стоят в очереди» на реализацию своих задач. Например, если в финансовом отчёте fashion-компании сегмент традиционного ритейлера занимает 90% выручки, а онлайн-продаж занимает всего 10%, то на реализацию ИТ-задач ecom-отдела будет тратиться в 10 раз меньше ресурсов, чем на ритейл-отдел.

Совершенствование коммуникации и координации. Регулярные встречи и обмен информацией помогают избежать дублированной работы и конфликта интересов. Кроме того, такая модель оптимизирует процессы и способствует более глубокому пониманию задач и требований, а также гарантирует, что ИТ-инициативы тесно соответствуют потребностям бизнеса.

Гибкость и скорость. Распределяя сложные проекты на разные домены, организации могут быстрее и легче реагировать на изменяющиеся рыночные требования или технологические повестки. В дополнение это повышает общую эффективность рабочих процессов.

Встречи и обмен информацией в компании
Встречи и обмен информацией в компании

Избежать дублирования работы и конфликта интересов помогают регулярные встречи и обмен информацией

Избежать дублирования работы и конфликта интересов помогают регулярные встречи и обмен информацией

Минусы модели управления

Есть четыре минуса, на которые стоит обращать внимание.

Сложное распределение на домены. Для успешного применения модели важно правильно разграничить ИТ-департамент на отдельные домены. Зачастую добиться этого получается не с первой попытки. В процессе необходимо учесть не только техническую, но и стратегическую составляющую, которая поможет улучшить управление ресурсами и оптимизирует перераспределение задач.

Перестройка ИТ-архитектуры. Доменная структура предполагает наличие раздельных зон ответственности в ИТ-архитектуре: систем, сервисов, фронтов (витрин) и отдельных бизнес-процессов. Такая трансформация занимает много ресурсов, начиная от анализа существующей архитектуры и планирования, заканчивая реализацией и тестированием.

Трудности в удержании СТО. Технический директор выполняет связующую роль между бизнесом и ИТ: способствует координации, взаимодействию и интеграции инноваций. Найти специалиста, который будет соответствовать нужному набору компетенций и опыту, — непростая задача. Кроме того, рынок труда испытывает дефицит и высокий спрос на технических директоров. Поэтому, чтобы сохранить СТО в компании, необходимо применять эффективные стратегии удержания и мотивации.

Высокая стоимость. Поскольку каждый домен предусматривает наличие собственного СТО, число таких специалистов должно быть равноценно количеству доменов. Если в других моделях управления достаточно одного технического директора на ИТ-департамент, в случае с доменной структурой наблюдается рост потребности в таких профессионалах. То есть для каждого домена предусмотрен свой СТО. В свою очередь привлечение новых ИТ-экспертов влечёт значительные финансовые расходы для компании.

Вместо выводов

Перед внедрением доменной структуры управления необходимо взвешивать все «за» и «против» для компании. Модель имеет ряд преимуществ для эффективного управления процессами и даёт возможность быть гибкими и масштабировать бизнес. Позитивный опыт ряда крупных компаний говорит о том, что внедрение такой структуры управления позволяет не только улучшить внутреннее управление, но и быстрее адаптироваться к внешним вызовам.

В то же время доменная структура требует основательного подхода в управлении, внимания к деталям и стратегического планирования. На рынке уже наблюдается тенденция к применению этой модели. Однако многие компании ещё находятся в поиске эффективных решений и не рассматривают доменную структуру.

Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение от Т-Банка

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «ТБанк», лицензия №2673

Станислав Пятецкий
Станислав Пятецкий

Какую модель управления использует ваша компания? Есть ли желание перейти на доменную структуру?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации