В современном цифровом мире, когда даже международную финансовую транзакцию можно провести по нажатию кнопки, становится все труднее препятствовать изощренным схемам отмывания денег. Эта проблема особенно актуальна в отслеживании криптовалютных операций.
Чтобы не стать невольным обладателем «грязных» денег, необходимо проводить AML-проверки получаемой криптовалюты и адресов контрагентов. Рассказываем, как проводят AML-проверки в России и как соответствовать требованиям AML и KYT.
Что такое AML-проверка и зачем она нужна
AML — это процесс выявления признаков отмывания доходов, полученных преступным путем, а также фактов финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. AML-проверка — это проверка источников происхождения криптовалюты и связи криптовалютных адресов с противоправной деятельностью.
В ходе такой проверки специальные системы с помощью сложных алгоритмов анализируют базы данных и источники поступления средств на предмет их участия в незаконной деятельности. Например, в торговле наркотиками, финансировании терроризма, нелегальных закупках оружия, мошенничестве и киберпреступлениях.
Главный мировой регулятор, устанавливающий AML-стандарты — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Под эгидой этой организации были сформированы ключевые принципы борьбы с отмыванием денег.
AML-проверку проводят, чтобы избежать негативных для бизнеса и частных лиц последствий, таких как блокировка аккаунтов и счетов на криптобиржах и криптокошельках, потеря бизнес-репутации, невольное участие в незаконных финансовых операциях, уголовное преследование со стороны силовых структур.
Как проводят AML в России
На протяжении более 10 лет международные аналитические системы под контролем госорганов собирали информацию о пользователях и принадлежащих им криптокошельках. За это время удалось накопить огромный массив данных об источниках средств — в том числе, незаконных: от хакерских атак, дарк-маркетов — до санкционных транзакций.
Аналитические системы «красят» средства, замеченные в незаконной деятельности — отмечают их специальными маркерами. Когда «грязная» криптовалюта попадает на легальную биржу, которая соблюдает регламенты FATF и внутреннего комплаенса, платформа проводит AML-проверку и устанавливает оценку по шкале риска от 0 до 100. Чем выше показатель, тем выше риск того, что криптовалюта участвовала в незаконной деятельности.
При этом риск-оценку формируют через различные модели. В том числе, с помощью аналитики смешанных средств.
Часто бывает так, что компания или физлицо становится владельцем криптовалютной суммы, часть которой получена, например, от игровой деятельности, нелицензированной биржи или обменника. Такие средства считаются рисковыми, но достаточно размытыми, некритичными.
Другое дело, если AML-проверка выявляет в смешанных средствах долю «грязной» криптовалюты от откровенно криминальных источников. Если такое происходит, средства гарантированно будут заблокированы.
Тем не менее важно понимать, что процент риска — это в большинстве случаев довольно грубая оценка. При AML-проверке необходимо оценивать, из чего складывается процент. Допустим, система оценила риск-скор в приемлемые для транзакции 40%. Но при этом в сумме есть критическая криптовалюта, которая ранее была украдена. Следовательно, такие средства скорее всего будут заблокированы.
Однако может быть и так, что система выдала оценку в 60%. При этом сумма состоит из в целом безобидных, некриминальных средств.
Почему компания может получить «грязную» криптовалюту
Блокчейн сам по себе не содержит никакой информации о том, какая разметка у конкретного криптовалютного адреса и кому он принадлежит. Этими данными обладают только аналитические инструменты. Если при криптотранзакции компания не проверит источник средств, есть большая вероятность стать обладателем «грязной» криптовалюты.
Чаще всего к такой криптовалюте относят средства, полученные из так называемых «теневых» источников. К таковым относят:
- darkmarket — площадка в анонимной сети Tor, которую используют для противозаконной торговли;
- blackmail — криптовалюта из кошельков, которые используют для вымогательства денежных средств;
- hacking — «крипта», полученная в результате хакерских атак;
- ponzi schemes — средства из финансовых пирамид;
- sanctions — криптовалюта из санкционных источников;
- mixer — валютные средства из сервисов для смешивания транзакций.
Например, сегодня известны случаи, когда злоумышленники специально рассылают «грязные» средства по блокчейн-адресам компании, чтобы те не смогли вывести средства или попали под проверку надзорных органов. Например, в марте 2024 года хакерская команда Lazarus перечислила 1 ETH в пользу инвестиционного фонда BlackRock через запрещенный миксер Tornado Cash, который обвинили в отмывании денег.
Как компании соответствовать требованиям AML
Соответствие требованиям AML не только позволяет компаниям пресекать подозрительную финансовую активность. Она показывает открытость компании и готовность к сотрудничеству с регуляторами и партнерами, что может способствовать развитию более благоприятных деловых отношений.
Для этого компании нужно:
- Установить системы мониторинга для поиска и анализа подозрительной активности, а также для регулярного обновления и анализа информации.
- Проводить проверку и верификацию клиентов при открытии счетов или совершении транзакций, включая сбор информации об их личности и финансовом положении.
- Сообщать о любой подозрительной активности правоохранительным органам и регуляторам в соответствии с требованиями законодательства.
- Регулярно проводить аудит и оценку рисков, чтобы выявить и исправить слабые места в системе противодействия отмыванию денег.
- Поддерживать открытую и прозрачную коммуникацию с регуляторами и быть готовым предоставить им всю необходимую информацию.
Чтобы избежать возможных рисков с «грязной» криптовалютой в ходе AML-проверки на стороне биржи или обменника, эту процедуру можно провести самостоятельно. Для этого существуют специальные аналитические платформы, которые проверяют чистоту криптовалюты.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Владимир, так и есть — это печально
Очень много текста написали только самого главного нет. Как провести проверку.
ох уж это прекрасное будущее. в результате обычный гражданин пару лет меняет через обменники, найденные на bestchange, обычную белую зарплату на биткоины, а потом вдруг обнаруживает, что у него 17% битков «грязные»... делал он что-то хоть сколько-нибудь противозаконное? нет. есть ли у него возможность обелить себя и средства? похоже, что тоже нет. классно