Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть салон красоты и выжить


Рассказали, что надо знать тем, кто решил открыть свой первый салон красоты. В статье — пошаговая инструкция


Виктор Соколов

Виктор Соколов

Директор по развитию сети салонов красоты «Персона»

Открыть первый салон красоты с нуля непросто: надо найти подходящее помещение, определиться с услугами, закупить оборудование, найти поставщиков и выстроить правильную мотивацию сотрудников. В каждом пункте есть нюансы. Если их не учесть, бизнес может стать убыточным и его придется закрыть.

Мы поговорили с командой сети салонов красоты «Персона» и совладельцем имидж-лаборатории «Персона Братиславская» Виктором Соколовым и узнали, как открыть свой салон красоты с нуля, избежать ошибок на старте и построить прибыльный бизнес.

Пошаговый план открытия салона красоты собрали в краткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет учесть все тонкости при открытии салона красоты и ничего не забыть.

Дальше разбираем подробно каждый пункт.

Собрали для вас бизнес-план салона красоты. В нем посчитали, сколько денег нужно на открытие и работу салона, в котором делают маникюр, педикюр и оформление бровей. В конце есть шаблон финмодели — вы можете скачать его и подставить свои цифры.

Как подготовиться к открытию салона красоты

Перед тем как открывать салон красоты, надо подготовиться:

  1. Определиться с услугами.
  2. Написать бизнес-план.
  3. Составить финмодель.

Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Шаг 1. Определиться с услугами салона красоты. Салон красоты может быть полного и неполного цикла. В салонах полного цикла есть все основные направления в сфере красоты — парикмахерские услуги, нейл, брови, ресницы, депиляция, косметология. В салонах неполного цикла оказывают только одну или две услуги.

Новичкам в бизнесе рекомендуем открывать салон неполного цикла. Например, сосредоточиться только на парикмахерских или комбинации из парикмахерских и нейл-услуг — маникюра и педикюра.

Мы не советуем начинающим предпринимателям вводить в список услуг косметологию: с ней сложно работать. Чтобы заниматься косметологией, нужно получать лицензию и нанимать квалифицированный персонал, а еще придется конкурировать с медицинскими компаниями: за услугами косметологов люди чаще ходят в медицинские организации, так как там у специалистов точно есть медицинское образование.

Если вы все же хотите заниматься косметологией, нужно проверить, соответствуют ли помещение, оборудование и работники особым требованиям, иначе вы рискуете вложить много денег и остаться без лицензии. В каких случаях точно нужна лицензия, что нужно предусмотреть и как получить разрешение — рассказали в отдельной статье.

От выбора услуг будут зависеть бизнес-план, финмодель, помещение и оборудование. Поэтому определиться с форматом салона красоты надо в первую очередь.

Шаг 2. Продумать бизнес-план. Бизнес-план — это документ, в котором предприниматель подробно описывает проект, проводит анализ рынка и конкурентов. Он помогает понять, что делать дальше и будет ли бизнес прибыльным.

В бизнес-плане советуем ответить на такие вопросы:

  1. Какой будет уровень салона красоты: эконом, бизнес или премиум?
  2. Кто будет вашими клиентами?
  3. Чем ваш салон красоты будет отличаться от конкурентов?
  4. Какие услуги будут в вашем салоне красоты?
  5. Сколько рабочих мест будет в салоне красоты?
  6. Будете арендовать помещение или покупать?
  7. Какой будет график работы вашего салона красоты?

Это не все вопросы, на которые надо ответить в бизнес-плане при открытии салона красоты. Конкретные пункты зависят от многих факторов. Например, собираетесь вы открывать бизнес сами или по франшизе. Чем больше деталей удастся предусмотреть на старте, тем меньше риск закрыться в первый год работы.

Шаг 3. Составить финмодель. Финансовая модель — это таблица, которая показывает соотношение всех доходов и расходов будущего бизнеса. По ней можно понять, за счет чего увеличивается или уменьшается прибыль, и рассчитать, когда бизнес выйдет на самоокупаемость.

Еще финмодель помогает ответить на вопрос, сколько стоит открыть салон красоты. В разных ситуациях стоимость будет отличаться

Универсального шаблона финмодели нет. Ее надо составлять для каждого салона отдельно. Это можно сделать самостоятельно или с помощью финансового консультанта.

Способы открыть салон красоты

Салон красоты можно открыть двумя способами: самостоятельно или по франшизе.

Открытие салона красоты с нуля — непросто для новичка: нужно найти подходящее помещение, поставщиков, купить оборудование. А еще подобрать подходящий персонал и верно определить его мотивацию.

Можно купить франшизу. Тогда будет возможность пользоваться инструментами и технологиями чужого бренда, получать поддержку от его владельцев. За это надо заплатить первоначальный фиксированный взнос, а потом регулярно отдавать процент с выручки или фиксированную сумму за помощь.

Несмотря на то, как вы решили открывать салоны красоты — самостоятельно или по франшизе, — сделать это можно тремя способами:

  • начать с нуля;
  • найти готовое помещение;
  • купить готовый бизнес.

Начать с нуля. Если решите начать строить салон красоты без подходящего помещения и будете делать ремонт с нуля, могут возникнуть проблемы с подводкой коммуникаций — для салона красоты нужна специфическая схема вывода воды.

Если решили с нуля делать ремонт, рекомендуем подробно прописывать смету и торговаться с арендодателем за арендные каникулы. Так вы сможете вкладывать все деньги в ремонт, а за аренду начнете платить после того, как откроете бизнес.

Найти помещение, в котором раньше был салон красоты. В этом случае обычно легче делать ремонт: все нужные коммуникации уже подведены. А еще часть клиентов, которые раньше ходили в этот салон красоты, могут продолжать ходить к вам.

Купить действующий салон красоты. Не всем владельцам салонов красоты удается наладить сервис и работу команды, особенно в кризис. Можно купить убыточный бизнес, исправить ошибки прежнего владельца и начать зарабатывать. В этом случае вам не придется искать подходящее помещение, делать в нем ремонт и покупать оборудование. Если нет опыта в бизнесе, такой способ — самый простой и дешевый. Основа уже пройдена, осталось наладить работу.

Готовый бизнес можно искать через друзей и знакомых или на Авито.

В Москве в месяц выставляют на продажу примерно 50 салонов красоты

В мае 2022 года продают много салонов красоты, в которые уже вложили 8, 10 или 15 миллионов рублей. Собственники продают их по цене ниже рыночной по разным причинам: кто-то тяжело переживает кризис, кто-то решил больше не заниматься бизнесом или не смог выстроить грамотное управление, что постоянно приводит к убыткам. В такие салоны надо вложить намного меньше инвестиций.

В этой статье мы подробно расскажем про третий способ — он позволяет начать бизнес без стадии сложного и дорогого ремонта. Но многие советы подойдут и в том случае, если решите открывать салон красоты с нуля.

План по открытию салона красоты

Чтобы открыть салон красоты, нужно пройти несколько этапов. Подготовили для вас пошаговый план.

Пошаговый план открытия салона красоты

Рассказываем, как открыть салон красоты и что делать на каждом этапе.

Шаг 1. Зарегистрировать бизнес

Если собираетесь вести дело с партнером, откройте ООО, а если без — можно зарегистрироваться в качестве ИП. Самозанятые открыть салон красоты не могут. Начинать проще с ИП: легче зарегистрироваться, не надо вести сложную бухгалтерию.

Салонам красоты подойдет совмещение двух налоговых режимов: УСН «Доходы» и патента. Если вы только зарегистрировали бизнес, у вас будет другой режим — ОСН. Чтобы его сменить, нужно в течение 30 дней после регистрации подать в налоговую уведомление о переходе на УСН. Если не успеете — режим можно будет сменить только с нового года, а до этого момента работать со сложной отчетностью. Патент приобретается в любое время года.

Шаг 2. Оценить помещение, в котором находится салон красоты

Есть такие помещения, планировки в которых никак не исправить. Например, в салоне красоты хороший ремонт, но помещение состоит из двух маленьких комнат: в каждой могут работать по два мастера и добавить дополнительные рабочие места за счет их объединения не получится.

Советуем осматривать несколько помещений и сравнивать их между собой в таблице. Вынесите важные для вас параметры. Например, расположение, техническое состояние и оснащение и условия аренды.

Ключевые аспектыПомещение 1Помещение 2
Площадь100 кв. м150 кв. м
Стоимость аренды в месяц100 000 ₽90 000 ₽
РасположениеВ торговом центреВозле метро в спальном районе
КонкурентыВ торговом центре есть одна парикмахерская. В соседнем здании находится студия маникюраРядом есть салон красоты экономкласса полного цикла
Состояние ремонтаУдовлетворительное, надо делать косметический ремонтХороший ремонт, можно сразу начинать работать
Возможность размещения вывескиЕстьЕсть
Отдельная вентиляцияЕстьЕсть
КанализацияЕстьЕсть
Срок арендных каникул2 месяца1 месяц

По этим критериям можно оценивать салоны красоты при покупке или поиске помещения для аренды

К расположению помещения для салона красоты есть свои требования, они установлены в СанПиН. Вот где могут находиться салоны:

  • в отдельно стоящем здании;
  • в торговом центре;
  • на первом этаже жилых домов, если есть отдельный вход;
  • на цокольных этажах и в подвальных помещениях, если они соответствуют требованиям вентиляции, освещения и воздухообмена.

При этом нет никаких требований к площади салона или рабочего места.

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

Тинькофф Бизнес

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

  • Поможет найти локацию в городах-миллионниках
  • Покажет количество конкурентов в конкретном районе, их средний чек и число потенциальных клиентов
  • Собирает данные на основе транзакций 37 млн клиентов
Попробовать бесплатно

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Шаг 3. Оценить оборудование

Оборудование в продающемся салоне красоты не всегда хорошее. Иногда оно настолько плохое или старое, что его придется выбросить и купить новое. Отбрасывать варианты салонов с таким оборудованием мы не рекомендуем, но в этом случае надо корректировать стоимость. Если оборудование придется менять на новое, можно просить продавца соразмерно снизить цену.

Предпринимателю, который раньше не работал в бьюти-сфере, бывает сложно самостоятельно оценить оборудование. Поэтому мы советуем на этом этапе привлечь опытного специалиста, который уже долгое время строит похожий бизнес. Найти такого специалиста можно среди знакомых или на бизнес-мероприятиях в вашем городе. Например, на бизнес-завтраках или митапах.

Если открываете салон красоты по франшизе, оценить оборудование поможет франчайзер.

Шаг 4. Проанализировать формулировки в договоре аренды

Обычно в салонах красоты помещения находятся в аренде. При покупке готового салона к вам перейдут все права и обязанности бывшего владельца.

«При подписании договора аренды на неблагоприятных для вас условиях потом могут возникнуть серьезные проблемы, которые не всегда можно решить даже в судебном порядке. Поэтому ведите с арендодателем переговоры и пытайтесь смягчить те формулировки, которые вас не устраивают, пока договор еще не подписан».

Вероника Шихова

Вероника Шихова

Юрист сети салонов красоты «Персона»

Рекомендуем обратить внимание на следующие пункты в договоре аренды:

  1. Как распределяются обязанности по ремонту и содержанию помещения.
  2. Какие есть требования к рекламе и фасаду здания.
  3. Можно ли вносить неотделимые улучшения. Например, если вы захотите сделать ремонт в помещении, который потом нельзя будет убрать.
  4. Есть ли страхование ответственности и кто за это отвечает: арендатор или арендодатель.

Кроме этого, надо обратить внимание на общие формулировки, которые есть во всех договорах аренды. Например, на размер арендной платы и стоимость коммунальных услуг, наличие арендных каникул, срок аренды. Подробнее об этом мы рассказывали в отдельной статье.

Шаг 5. Оформить покупку салона красоты

Покупку готового салона красоты обычно оформляют двумя договорами: переуступкой прав требований по договору аренды и договором купли-продажи оборудования.

Перед подписанием договоров рекомендуем проверить продавца — убедиться, что он имеет право продавать имущество, договор аренды разрешает переуступку требований и у контрагента нет задолженности за коммунальные услуги.

Шаг 6. Найти поставщиков

После покупки готового салона красоты или открытия с нуля придется искать поставщиков расходников. Чтобы выбрать подходящие вашему салону красоты бренды, рекомендуем:

  1. Определить, кто ваши клиенты и что для них важно.
  2. Выяснить, на каких условиях поставщик готов поставлять расходники.
  3. Рассчитать, сколько будут стоить услуги в салоне красоты с учетом затрат на расходники.

Определить, кто ваши клиенты и что для них важно. Это покажет лимит стоимости расходников. Например, если для ваших клиентов важна низкая стоимость услуги, стоит покупать более дешевые расходники. А если для них на первом месте стоит высокое качество и сервис, нужно покупать более дорогие.

Если у вас уже есть клиенты, опросите их. За прохождение опроса можно дать скидку или подарок. Если клиентов еще нет, подумайте о своем позиционировании: вы планируете открывать салон премиум-класса или наоборот, недорогую студию, куда будут ходить жители соседних домов.

Выяснить, на каких условиях поставщик готов поставлять расходники. Важно сразу договориться с контрагентом о сроках оплаты, возможности рассрочки, условиях доставки. Например, можно договориться разбить оплату на несколько частей, чтобы оплачивать расходники с тех денег, которые заплатят клиенты. Еще важно понять, кто будет отвечать за доставку — вам надо будет приезжать за товаром или поставщик его привезет.

Рассчитать, сколько будут стоить услуги в салоне красоты с учетом затрат на расходники. При расчете стоимости услуги надо учесть оплату работы мастеру, затраты на инструменты, коммуналку, аренду помещения и расходники. Если стоимость услуги получается слишком высокой, можно поискать другие варианты расходников.

Салон красоты тратит 100 ₽ на расходные материалы, которые уходят при стрижке одного клиента. В эту сумму входит цена порции шампуня, одноразового фартука для мастера, перчаток, воротника и одноразового полотенца.

Если закупать более дорогой шампунь, себестоимость одной стрижки будет уже 150 ₽. Кажется, это немного, но если салон за месяц продает 400 стрижек, то это получается увеличение расходов на 20 000 ₽. Нужно закладывать эти расходы в цену, если хотите работать с более дорогими расходниками.

Поставщики часто проводят дни бренда и маркетинговые акции. Так можно познакомиться с их продукцией и понять, подходит ли она вашему бизнесу.

«Обращайте внимание на то, насколько сложно обучить мастеров работе с материалами. Лучше выбирать материалы, которые не требуют долгого обучения. Это позволит не зависеть от мастеров, и тогда при найме новых сотрудников не придется тратить много времени и денег на их обучение».

Анна Пущина

Анна Пущина

Коммерческий директор сети салонов красоты «Персона»

Искать поставщиков можно разными способами:

  1. В интернете. Вбейте в поисковые системы название нужного вам товара, изучите каталоги производителей, найдите отзывы.
  2. На профессиональных выставках. На них можно познакомиться и лично пообщаться с представителями компаний. Искать такие мероприятия можно в интернете, в специализированных бьюти-сообществах.
  3. На профильных мастер-классах. На таких мероприятиях можно сразу попробовать продукцию.
  4. Через входящие рассылки или звонки от продавцов расходников. Обычно представители салонов красоты, сами того не замечая, попадают в базы рассылки продавцов материалов: когда регистрируются на профильные мероприятия или заказывают оборудование.

Иногда подсказать в выборе поставщика расходников могут сотрудники. Мастера, которые каждый день работают с ними, видят в деле все плюсы и минусы товаров.

Шаг 7. Найти сотрудников

Перед тем как начинать поиск сотрудников, определитесь с тем, кто вам нужен. Помимо мастеров, обычно нужен еще администратор, а иногда еще и специалист по продвижению бизнеса. Иногда эти функции выполняют сами предприниматели.

В некоторых салонах красоты, помимо обычных мастеров, еще есть топ-мастера и стилисты. Это специалисты с большим опытом работы, которые участвуют в профессиональных мероприятиях, например в чемпионатах. Перед наймом таких мастеров нужно обязательно оценить спрос на них в конкретном салоне красоты: может оказаться, что аудитория не готова на переплату за качество мастера. Чтобы это сделать, можно провести опрос среди клиентов.

Перед началом поиска составьте краткий портрет будущего сотрудника: что он будет делать, что должен уметь, какой у него опыт работы.

Определитесь, как вы ему будете платить. Есть четыре варианта оплаты:

  1. Фиксированный оклад.
  2. Процент от каждого чека клиента.
  3. Фиксированный оклад и процент от каждого чека клиента.
  4. Процент от каждого чека клиента и доплаты.

Фиксированный оклад. В этом случае работодатель платит сотруднику в зависимости от количества отработанных смен. Привлечение клиентов салон красоты берет на себя. Сотрудник получает стабильную зарплату, но она обычно меньше, чем при процентном подходе.

Процент от каждого чека клиента. Работодатель договаривается с мастерами на выплату определенного процента. Например, 20% или 40% от стоимости услуги. В этом случае у сотрудника выше мотивация оказывать услуги качественно, чтобы клиенты вернулись к нему.

По договоренности с салоном красоты мастер с каждого своего клиента забирает 20%. К парикмахеру пришел клиент на стрижку и окрашивание. Он заплатил за это 10 000 ₽. Получается, мастер получит с него 2000 ₽. Остальные деньги пойдут на расходы салона красоты.

Фиксированный оклад и процент от каждого чека клиента. Работодатель платит зарплату, которая зависит от количества смен. Например, за отработку смены мастер или администратор получает 1000 ₽. И дополнительно к этой сумме выплачивает небольшой процент от стоимости выполненной работы. В этом случае сотрудник защищен, так как у него есть стабильная зарплата. А еще у него есть мотивация качественно работать с клиентом — чтобы продавать ему больше и получать проценты.

Процент от каждого чека клиента и доплаты. Работодатель оплачивает мастеру определенный процент от стоимости выполненной работы. При этом есть доплаты: например, если за день не было клиентов, мастеру оплачивают выход на работу.

Искать персонал можно на сервисах по подбору персонала, на Авито или через друзей и знакомых.

Как привлекать клиентов в салон красоты

Привлечение клиентов зависит от двух основных факторов: локации и маркетинга.

Локация. Выбор удачного расположения может принести салону красоты до 30% клиентов за счет естественного трафика — то есть людей, зашедших случайно. Если рядом с салоном находится промзона, мало кто будет заходить в него после работы или в выходные. Зато в густонаселенном спальном районе салон будет пользоваться большим спросом: его будут посещать те, кто не хочет тратить лишнее время на дорогу.

Данные о плотности населения, проходимости станций метро и других параметрах собирает Росстат. Их можно найти в интернете: некоторые сайты собирают сравнительные таблицы и интерактивные карты.

Чтобы привлекать посетителей, важно оформить заметную вывеску и предусмотреть место для парковки автомобиля.

Кроме заметной вывески на входе можно перечислить список услуг, которые есть в салоне красоты, и дать скидку на первый визит

Маркетинг. Начинать продвижение салона красоты надо за пару месяцев до открытия. Перед началом продвижения рекомендуем проанализировать целевую аудиторию и понять, что для нее важно. Инструменты зависят от концепции салона, целевой аудитории, локации, экономики бизнеса.

Мы выделили эффективные инструменты продвижения услуг салонов красоты:

  • геосервисы — Яндекс Карты и 2ГИС;
  • социальные сети;
  • многостраничный сайт-портфолио с возможностью записи;
  • продвижение сайта в Яндексе с помощью контекстной рекламы;
  • работа с рейтингами и отзывами;
  • реклама в чатах жилых комплексов;
  • настройка системы лояльности для новых клиентов — для того чтобы сделать их постоянными.

Важно настроить систему возврата постоянных клиентов. Например, делать раз в месяц рассылки. Для этого можно подключить CRM-систему.

В CRM-системе можно настроить задачи по менеджерам, контролировать их работу, отвечать на входящие сообщения и звонки, отправлять письма, СМС клиентам, звонить им. Ее можно использовать даже в тех случаях, когда в салоне красоты работает всего один менеджер или администратор, так как с ее помощью легче делать рассылки и контролировать работу сотрудников, сложнее потерять сообщение клиента и не ответить ему.

«Маркетинг в бьюти-сфере отвечает за два показателя: привлечение новых клиентов и возвращаемость. На привлечение новых клиентов обычно надо тратить 80% усилий, а на возвращаемость — 20%. С возвращаемостью мы обычно работаем меньше, так как, если в салоне красоты качественно оказывают услуги, клиенты будут возвращаться сами».

Сергей Теймуров

Сергей Теймуров

Директор по маркетингу сети салонов красоты «Персона»

Если открываете бизнес по франшизе, вам помогут настроить маркетинговые каналы и определить подходящие инструменты продвижения. Если решили разобраться с маркетингом самостоятельно, советуем пробовать разные инструменты и анализировать их результаты, чтобы определить подходящий.

Главное в статье

  1. Перед тем как открыть свой салон красоты, надо определиться с услугами, написать бизнес-план, составить финмодель.
  2. Салон красоты можно построить самостоятельно или открыть по франшизе. Для новичков в бизнесе второй вариант безопаснее.
  3. Важно перед покупкой или заключением договора аренды внимательно осматривать помещение под салон красоты. Есть такие помещения, планировки в которых никак не исправить.
  4. К расположению помещения для салона красоты есть требования, которые устанавливает СанПиН. Например, на первом этаже жилого дома открыть салон красоты можно, только если есть отдельный вход.
  5. Искать поставщиков можно в интернете, на профессиональных выставках, профильных мастер-классах. Еще можно отвечать на входящие рассылки и звонки от продавцов расходников.
  6. Искать персонал можно на работных сайтах, Авито или через друзей и знакомых.
  7. Наполненность салона красоты клиентами зависит от качества услуг, локации и маркетинга. На привлечение новых клиентов рекомендуем тратить 80% усилий.
Бизнес с нуля
Юля Майорова
Юля Майорова

Как вы считаете, что самое сложное в открытии салона красоты?

Irina R

Суппер! Благодарю за информацию!


Больше по теме