Рассказываем, кому стоит открыть магазин крафтового пива, какие локации для этого подойдут, на что стоит не жалеть деньги при ремонте помещения и как рекламировать магазин, не нарушая закон.
Какие бывают пивные магазины
Вначале стоит разобраться, какие вообще бывают пивные магазины и чем крафтовый магазин от них отличается.
«Традиционный» магазин разливного пива. Обычно в таких магазинах продают классические сорта пива от крупных и локальных пивоварен. В таких магазинах могут стоять холодильники с бутылочным пивом и крафтовым пивом, но выбор крафта обычно небольшой.
Фирменный магазин от пивоварни. Если в городе есть местная пивоварня, можно обратиться к ним и открыть фирменный пивной магазин с их продукцией. Например, есть магазины Брянского пива или Василеостровской пивоварни. В таких магазинах обычно продается и бутылочное, и разливное пиво.
Магазин крафтового пива. Крафтовое пиво — напиток от небольших пивоварен, который варят по оригинальным рецептам. Как правило, это пиво более редких сортов, так называемых крафтовых: IPA, стаут, Sour Ale, гозе. Некоторые сорта готовят лимитированными партиями и больше не повторяют. Крафтовое пиво продают на розлив или в банках и бутылках.
Иногда такие магазины немного похожи на бары или клубы по интересам — в них более домашняя обстановка, чем в обычных магазинах, играет правильно подобранная, непопсовая музыка. В крафтовом магазине может быть зона для ожидания, чтобы посетители могли посидеть с комфортом, а не стоять в очереди, пока кто-то обсуждает оттенки нового вкуса с продавцом.
Крафтовый магазин обычно открывают те, кто сам хорошо разбирается в сортах и производителях. Ценители крафта — это сплоченное сообщество, и доверять будут только тем, кто в теме и знает больше, чем сам покупатель.
«Надо быть готовым, что крафтовый магазин может окупаться 3—5 лет и вы сами какое-то время будете работать за стойкой».
Денис Журавлев
Совладелец ботлшопа «Уголок Крафтомана»
В отличие от алкомаркетов и продуктовых магазинов, где продается крепкий алкоголь, чтобы открыть пивной магазин не нужна лицензия, если вы собираетесь продавать только слабоалкогольные напитки — пиво, медовуху или сидр.
Где стоит открыть магазин крафтового пива
Крафтовое пиво обычно стоит дороже массмаркета, поэтому нужно хорошо продумать, стоит ли открываться в конкретном районе и какое соседство подойдет для магазина.
Но прежде всего стоит учитывать ограничения по закону: от магазина пива до медицинских, спортивных, культурных, детских и образовательных учреждений, мест скопления людей, военных объектов и прилегающих к ним территорий должно соблюдаться расстояние, которое установил регион. Например, в Москве 25 метров — это минимум.
Еще нужно учитывать ограничения по времени работы: алкогольную продукцию можно продавать только с 8 до 23 часов. Например, если вы планировали открыться на набережной, где ночью гуляет много молодежи, после 23:00 они все равно не смогут купить пиво. А регионы могут установить более жесткие рамки по времени. Например, во Владивостоке алкоголь продают с 09:00 до 22:00.
Вот какое расположение может быть удачным для крафтового магазина.
Центр города. В центре могут жить состоятельные клиенты, а жители из других районов приезжают уже с настроением приятно провести время и готовы к покупкам. Кроме того, в центре в магазин могут зайти туристы. Те, кто увлекаются крафтовым пивом, обычно интересуются, что продается в разных городах, ищут неизвестные сорта.
Новые районы со средним классом. В спальных районах города сложно выдержать конкуренцию с сетевыми магазинами, например Красное и Белое. Но с 2020 года, когда начались самоизоляция и удаленная работа, в некоторых районах крафтовые магазины тоже находили своих ценителей.
Рядом с крафтовым баром. Магазин сможет стать более бюджетной альтернативой бару. Например, покупатель любит выпить бокал крафтового пива вечером. Но заходить в бар каждый день было бы дорого. Он может в будни покупать пиво с собой в магазине, это дешевле, а по пятницам заходить в бар.
«У нас уже был бар до того, как мы открыли магазин. Так что мы сами перенаправляем наших клиентов из бара в ботлшоп, если им нужно купить пиво с собой. И мы бы не удивились, если бы кто-то другой открыл магазин рядом с нашим баром и использовал наш трафик в своих целях».
Андрей Сафонов
Совладелец ботлшопа «Уголок Крафтомана»
Рядом с другим общепитом или винотекой. Кто-то боится соседства с конкурентами, но на самом деле чаще всего такое кросс-расположение только помогает продажам: кто-то зашел в одно заведение за роллами, а потом купил себе вкусный крафт. Выбрал вино, а потом зашел выбрать крафтовое пиво.
Но есть соседи, которых стоит избегать, — это обычные пивные магазины-«разливайки». С крафтовым магазином должны быть более солидные ассоциации, иначе потенциальный покупатель будет относиться к нему так: «А там у нас очередной „пивняк“».
Ниже в одном из разделов мы расскажем подробнее, на что обратить внимание при выборе самого помещения.
Кто может открыть магазин пива
Пиво и другие слабоалкогольные напитки могут продавать ИП, а вот крепкий алкоголь — только ООО.
Для открытия пивного магазина достаточно зарегистрироваться в статусе ИП и открыть расчетный счет — это нужно, чтобы законно принимать деньги от клиентов и расплачиваться с поставщиками.
ООО может понадобиться, если вы открываете магазин с партнерами и хотите зафиксировать доли каждого соучредителя или если вы захотите заняться продажей крепкого алкоголя.
При регистрации бизнеса нужно будет выбрать коды ОКВЭД — то есть указать вид деятельности, которым вы планируете заниматься. Для магазина крафтового пива подходит код 47.25.12 «Продажа пива, осуществляемая в специализированных розничных торговых точках».
Если вы собираетесь продавать к пиву закуски, укажите дополнительные коды ОКВЭД.
Какие еще коды ОКВЭД могут подойти для магазина пива:
- 47.11.2 — торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;
- 47.23.1 — торговля рыбой и морепродуктами;
- 47.25.2 — торговля безалкогольными напитками, например водой или квасом;
- 47.21.1 — торговля орехами.
Кроме того, по закону для работы понадобится купить онлайн-кассу, чтобы отправлять данные о продажах в налоговую, и подключиться к ЕГАИС — системе отслеживания оборота алкогольной продукции.
Для пива, в отличие от крепкого алкоголя, не придется сразу же вносить каждую бутылку в ЕГАИС, но нужно зафиксировать покупку партии, а потом отчитаться о ней в декларации в Росалкогольрегулирование по итогам квартала.
Какую систему налогообложения выбрать
ИП для открытия пивного магазина могут выбрать патент, упрощенную систему налогообложения или общую систему налогообложения — ПСН, УСН или ОСН соответственно. Компании работать на патенте не могут.
На патенте нужно платить фиксированную сумму налога, на упрощенке можно подобрать более выгодный вариант — платить налог с суммы доходов или с прибыли, то есть с положительной разницы между доходами и расходами. Во втором случае ставка выше, но при большом количестве расходов может получиться меньшая сумма налога.
На ОСН обычно работает крупный сетевой бизнес, который вышел из ограничений по доходам и сотрудникам для других систем налогообложения. На этом режиме больше налогов и отчетности.
В 2023 году ограничения по доходу изменятся. Повышенная ставка 8% на УСН «Доходы» и 20% на УСН «Доходы минус расходы» будет действовать при доходе свыше 188,55 млн с начала года. А если доход превысит 251,4 млн рублей, нужно будет переходить на ОСН.
А если доход будет больше 200 млн рублей, нужно будет переходить на ОСН.
«По нашему опыту, патент — самый рациональный вариант. И уж точно сложно представить ситуацию, в которой крафтовый магазин выйдет за ограничения по доходу и придется переходить на ОСН».
Денис Журавлев
Совладелец ботлшопа «Уголок Крафтомана»
Для тех, кто регистрирует бизнес после 1 июля 2022 года, есть еще один вариант — автоматизированная упрощенка, АУСН. Пока она доступна в четырех регионах — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. При этом режиме налоговая сама будет считать сумму налога, и она автоматически появится в личном кабинете налогоплательщика. Ставка налога чуть выше, чем на обычной упрощенке, — 8% и 20% вместо 6% и 15%, но можно сэкономить на бухгалтере.
Как арендовать помещение для магазина крафтового пива
Мы поговорили про район, в котором стоит открывать магазин крафтового пива. Теперь рассмотрим детали, на которые стоит обратить внимание, когда будете искать конкретное помещение.
Срок аренды. Лучше заключать договор аренды на долгий срок — 5—10 лет. Бывает, что начинающие предприниматели подписывают договор всего на 11 месяцев. На старте кажется, что так проще — если заключать договор на 12 месяцев и более, его нужно регистрировать в Росреестре и уплачивать пошлину. Но не стоит на этом экономить. Иначе может получиться, что через год собственник передумает сдавать помещение, повысит плату или сам захочет открыть магазин в раскрученной точке и попросит арендатора съехать.
Чтобы предусмотреть разные ситуации, например, как расторгнуть договор, если вы сами захотите съехать раньше, лучше составить его с юристом.
В каком состоянии коммуникации. Важно проверить все: водоснабжение, канализацию, вентиляцию. Электрика — критический для бизнеса момент. Пиво будет храниться в холодильниках. Если вдруг сеть не выдержит нагрузки и электричество отключится, теплое пиво из кранов никто покупать не захочет. А если в помещении проблемы с вентиляцией, может появиться неприятный запах, особенно если вы решите продавать закуски помимо пива.
Есть ли место для коллабораций. У магазина крафтового пива есть много вариантов, с кем сделать коллаборацию: например, можно договориться с кем-то, кто будет продавать сэндвичи или устроит мини-кофейню в том же помещении.
Обычно для самого магазина достаточно 30—40 квадратных метров. Если площадь больше, надо придумать, кого пригласить, чтобы использовать эти метры. Иначе получится, что пространство не приносит прибыль.
Есть ли арендные каникулы. В первый месяц или два, скорее всего, вы не будете получать никакой выручки с точки — нужно будет делать ремонт. Арендаторы часто идут навстречу и предоставляют арендные каникулы до старта работы. Даже если они изначально не озвучили эти условия, о каникулах можно спросить самому.
Чтобы помещение как можно меньше простаивало, в идеале найти подрядчиков для ремонта и составить дизайн-проект, пока идут переговоры с арендодателем, чтобы начать ремонт в день подписания договора.
Как подготовить помещение к открытию
Наши эксперты отмечают три важных момента на стадии ремонта.
Не экономить на коммуникациях. Если придется еще раз делать ремонт из-за проблем с трубами, в итоге получится только дороже.
Не выбирать самые дорогие материалы для зала. Здесь, наоборот, можно продумать, на чем можно сэкономить без потерь для стиля магазина. Конечно, крафтовый магазин отличается от обычного пивного магазина, он по концепции более уютный, домашний, и при этом должен восприниматься более солидно. Но это не обязательно должен быть дорогой дизайнерский проект.
«Бывает такое, что продавцы крафта увлекаются дорогими материалами, а покупатель не отличит, сколько стоит дерево, которое ушло на стойку продавца. Стойка из березы или из ясеня может одинаково хорошо смотреться. Я бы лучше посоветовал потратить эти деньги на новое оборудование, а то бывает, что
б/у холодильные камеры приходится ремонтировать втридорога».
Андрей Сафонов
Совладелец ботлшопа «Уголок Крафтомана»
Сразу же сделать вывеску о скором открытии. Рассказывайте жителям района о вашем магазине, пока еще идет ремонт.
Конечно, если ремонт длится полгода, прохожие уже привыкают к вывескам «Скоро открытие» и место становится для них слепым пятном. Но для ремонта магазина обычно достаточно месяца. За это время, если сделать вывеску, баннеры или наклейки на окна, местные жители заинтересуются, запомнят и потом придут в магазин. Это называется превентивной рекламой.
Какое оборудование и мебель купить для магазина
Для крафтового магазина понадобятся холодильники, пивное оборудование и мебель для торгового зала.
Вот что необходимо на старте:
- холодильная камера для разливного пива — это пространство, в котором будут храниться герметичные бочки с пивом, кеги. Холодильную камеру можно собрать с помощью мастера или купить готовую, готовая обычно стоит в полтора раза дороже;
- холодильные шкафы для банок и бутылок, которые будут стоять в торговом зале. Пиво должно храниться при температуре +2...+4 ℃;
- краны для разливного пива;
- баллоны с углекислым газом или азотом — с его помощью пиво подается из кегов;
- система пивопроводов от кегов к кранам;
- стойка или прилавок продавца;
- лавка или стулья для комфорта в зоне ожидания.
Где найти сотрудников для магазина
В начале статьи мы рассказывали, что открывать крафтовый магазин стоит тому, кто сам увлечен темой крафтового пива. То же самое касается и сотрудников — если искать «универсального» продавца, который до этого не интересовался крафтом, он вряд ли сможет поддержать разговор с покупателями на том уровне, которого они ожидают.
Продавца, который сам в теме, можно найти среди постоянных покупателей или в крафтовом баре. Нужно иметь в виду, что продавцу нужно будет разгружать и поднимать кеги с пивом — он должен быть готов к физическим нагрузкам.
Первое время собственник обычно сам стоит за стойкой хотя бы несколько дней в неделю, чтобы вникнуть во все процессы, пообщаться с посетителями и понять, что им важно.
«Если вы сами стоите за стойкой, обязательно платите себе зарплату как сотруднику — помимо доходов от бизнеса. Иначе, если вы заболеете или вам нужно будет на что-то переключиться, у вас не сойдется бюджет, когда придется платить зарплату наемному работнику».
Денис Журавлев
Совладелец ботлшопа «Уголок Крафтомана»
Как рекламировать и продвигать магазин
Для рекламы магазина крафтового пива нужно учитывать ограничения — алкоголь нельзя рекламировать в интернете, развешивать билборды или рекламные щиты.
Если вы ведете группу магазина в соцсетях, она должна быть закрытой, чтобы модератор убедился, что подписчику больше 18 лет, прежде чем добавить его в группу.
Но о магазине можно рассказать, не нарушая закон. Для этого можно рекламировать саму торговую точку, не называя продукцию, например объявление «Открылся новый магазин крафтового пива „Уголок Крафтомана“» с фотографией интерьера закон не нарушает.
Если есть сомнения, можно ли использовать какую-то фотографию или текст в рекламе, позвоните в региональное отделение Федеральной антимонопольной службы, ФАС. Это не только контролирующий орган, при необходимости они могут проконсультировать о законности рекламы.
Вот как можно рассказать о магазине:
- рекламировать безалкогольное пиво или крафтовые лимонады;
- рассказывать в соцсетях о новом привозе, не уточняя, что именно завезли;
- сделать коллаборацию с производителем сэндвичей или закусок и запустить рекламу их продукции;
- общаться с гостями в барах своего города;
- просить местных блогеров снять обзоры — они не считаются рекламой;
- участвовать в региональных пивных фестивалях. А если их нет, самому провести такой фестиваль;
- продумать, с чем посетители сами будут фотографироваться в магазине или о чем рассказывать в соцсетях, — например, какой-то смешной или необычный элемент дизайна.
Расскажите, почему вам интересно открыть магазин крафтового пива?