Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как составить бизнес-план для социального контракта


Бизнес-план для соцконтракта будут читать не инвесторы или ваши бизнес-партнеры, а соцработники. Поэтому главная задача текста — чтобы он соответствовал их ожиданиями. А как сделать подробные расчеты для себя и своего бизнес-партнера, мы рассказывали в другом тексте.

Наши рекомендации подойдут для любого бизнеса и региона. Мы составили пример бизнес-плана по открытию маникюрного кабинета через соцконтракт, вы сможете скачать его ниже в статье.

О социальном контракте

Социальный контракт — это государственная субсидия малоимущему гражданину. Государство дает до 350 000 ₽ на открытие или развитие своего бизнеса и рассчитывает, что эти деньги помогут человеку вывести свою семью из статуса малоимущей. Подробно о том, кто может получить соцконтракт и какие для этого нужны документы, мы рассказали в отдельной статье.

В любом регионе при подаче заявления на соцконтракт комиссия потребует бизнес-план. В нем она хочет увидеть, что заявитель продумал концепцию бизнеса, рабочие процессы и обоснование, почему бизнес будет прибыльным.

Требования к бизнес-плану

В целом все бизнес-планы для соцконтрактов похожи, но точные требования каждый регион устанавливает самостоятельно. Могут быть три варианта:

  1. В регионе есть официальный шаблон бизнес-плана, который закреплен в региональном нормативном акте. В этом случае шаблон, скорее всего, будет на сайте соцзащиты субъекта. Таких регионов примерно половина, например Пензенская, Новосибирская, Челябинская области, Ставропольский край, Башкортостан.
  2. Формально у региона нет требований, но на деле у соцзащиты есть шаблон, которым она рекомендует пользоваться. В этом случае документ могут нигде не публиковать — получить его можно, если лично прийти в соцзащиту или связаться с ней по почте или телефону. Если не использовать этот «скрытый» шаблон, комиссия заставит переделывать бизнес-план. Например, такая ситуация в Краснодарском крае, Владимирской, Саратовской и Нижегородской областях.
  3. У региона нет требований, можно составить бизнес-план в любой форме. Но чтобы убедиться, что у соцзащиты действительно нет внутреннего шаблона, лучше дополнительно уточнить это на месте.

В статье рассказываем, как писать бизнес-план в свободной форме. Но наши советы помогут и в том случае, если в вашем регионе есть строгий шаблон документа.

Структура бизнес-плана

В бизнес-плане без четкого шаблона можно использовать такую общепринятую структуру:

  1. Титульный лист.
  2. Краткое резюме.
  3. Цели проекта.
  4. Анализ рыночной ниши.
  5. Описание продукта или услуги.
  6. Производственный план бизнеса.
  7. Маркетинговый план.
  8. Финансовый план.
  9. Анализ возможных рисков.
  10. Приложения к бизнес-плану.

Чрезмерно проявлять фантазию в бизнес-плане не стоит. Соцработникам проще проверять планы, которые составлены схожим образом и по форме напоминают сухую, строгую студенческую работу.

Бизнес-план стоит писать максимально емко и сжато. Оптимальный объем — 12—15 листов. Если в тексте будет много «воды», комиссия может устать его читать, и так шансов получить соцконтракт будет меньше.

Титульный лист

На титульной странице пишут название проекта — идею бизнеса. Также указывают фамилию, имя, отчество, телефон и почту.

Пример титульного листа в бизнес-плане по открытию маникюрного салона
Пример титульного листа в бизнес-плане по открытию маникюрного салона

Так может выглядеть титульный лист бизнес-плана по открытию маникюрного салона

Так может выглядеть титульный лист бизнес-плана по открытию маникюрного салона

Краткое резюме

Резюме — это сжатая презентация бизнес-плана на одну страницу. Важно кратко рассказать, чем вы будете заниматься и как соцконтракт поможет в развитии вашего бизнеса.

В начале резюме указывают общую информацию о человеке:

  • ФИО.
  • Текущий правовой статус: безработный, в отпуске по уходу за ребенком, работает, если зарегистрирован как ИП или самозанятый — с какого числа.
  • Планируемая организационно-правовая форма: ИП или самозанятый.
  • Форма налогообложения.
  • Вид деятельности. Самозанятые пишут в свободной форме, а ИП указывают коды ОКВЭД;
  • Образование: школа, колледж, вуз и профессиональные курсы.
  • Официальный трудовой стаж, в том числе работа ИП или самозанятым. В этом и предыдущем пунктах комиссии важно увидеть, что у заявителя есть навыки в сфере бизнеса, который он хочет открыть.

«Представим, что девушка хочет открыть маникюрный кабинет. Если она пять лет неофициально работала в салоне, этот опыт нужно указать. Считается, что в возможной незаконности такого труда виноват работодатель, а не сам человек, поэтому к заявителю претензий не будет. Санкций не будет и для работодателя. Комиссия не станет тратить время и жаловаться в трудинспекцию, поэтому в резюме можно указать название и адрес неофициального работодателя».

Гульшат Уразаева

В конце стоит привести ключевые цифры за год работы бизнеса: общую выручку, прибыль, рентабельность, сумму начисленных налогов и взносов. Значения нужно взять из финансового плана, который находится в конце вашего бизнес-плана.

Цели проекта

Цели проекта — довольно формальный раздел. Например, это может быть такой список:

  • удовлетворение потребности населения в товарах, работах или услугах;
  • развитие вашего вида бизнеса в городе или регионе;
  • повышение дохода семьи и выход из сложной ситуации — обязательная цель для любого бизнес-плана для соцконтракта.

Цели проекта можно не выделять в отдельный раздел, а разместить в конце резюме.

Анализ рыночной ниши

Раздел должен занять примерно один лист, длинное и подробное исследование делать не нужно. Здесь стоит выделить два отдельных блока: анализ рынка и анализ конкурентов.

Анализ рынка. Нужно представить статистику выручки, рентабельности или спроса из вашей отрасли бизнеса. Данные берут за предыдущий календарный год по России. Если уже есть статистика за прошедшие месяцы этого года, представляем и ее.

Лучше добавить данные по муниципалитету, в котором будет работать бизнес. Но если предприниматель будет работать в небольшом городе или деревне, такой локальной статистики найти не удастся. Тогда подойдут и данные по региону. Если и их нет — можно оставить только данные по стране. Но в каждом случае это должны быть данные не старее чем за позапрошлый год.

«Статистика должна показать, что в вашей отрасли увеличивается спрос или выручка. Если статистика показывает обратное, давать ее не надо. Например, недавно я писала бизнес-план для типографии — спрос на печать постепенно падает. В такой ситуации нужно найти другую положительную тенденцию, например рост средней зарплаты сотрудников отрасли.

Некоторые регионы требуют привести статистику по муниципалитету, но часто таких данных в интернете нет. В таком случае можно написать численность населения вашего города или района и, если это важно для бизнеса, сколько в нем живет женщин, мужчин и детей. Можно указать, что, например, 10 000 женщин вашего района — потенциальная аудитория бизнеса. Это будет считаться положительной статистикой по муниципалитету».

Гульшат Уразаева

Если предприниматель открывает бизнес в маленьком поселке, скажем с 6000 населения, в целевую аудиторию можно добавить население близлежащих поселков.

Анализ конкурентов. Обычно комиссии хотят увидеть анализ ровно трех конкурентов — это не мало и не слишком много. Конкуренты должны предлагать те же продукты той же целевой аудитории, что и у вас. Например, если вы планируете продавать выпечку, вашей целевой аудиторией будут жители вашего района города. Поэтому и конкуренты должны находиться в этом же районе.

Если вы будете оказывать онлайн-услуги клиентам со всей России, найдите одного конкурента из других регионов и двух — из вашего. Нужно проанализировать их расположение, ассортимент, цены, выделить сильные и слабые стороны.

«Лучше подбирать конкурентов так, чтобы вы смогли чем-то выгодно отличаться на их фоне. Например, если вы делаете маникюр и педикюр, можно указать мастеров, у которых нет педикюра. Или взять конкурента с такими же ценами и ассортиментом, но который забросил ведение соцсетей год или два назад. В маркетинговом плане укажите, что вы намерены активно вести соцсети, — и это будет вашим конкурентным преимуществом».

Гульшат Уразаева

Описание продукта или услуги

Опишите, что именно вы собираетесь производить или продавать. Будьте конкретны: укажите особенности продукта или услуги, ее ценность и целевую аудиторию. Лучше указать минимум три позиции из ассортимента с ценами для клиентов.

Если вы будете продавать товары или оказывать услуги, для которых нужна декларация о соответствии, об этом тоже нужно написать в этом разделе. Укажите, где вы будете получать декларации, чтобы показать комиссии, что вы проработали вопрос.

Если декларация не нужна, так и напишите: «Разрешительные документы не нужны».

Производственный план бизнеса

Если у вас офлайн-бизнес, стоит начать с описания местоположения. Лучше еще до составления бизнес-плана найти подходящую локацию, узнать стоимость аренды и предварительно договориться с арендодателем. Если получилось это сделать, напишите об этом в бизнес-плане. Это покажет комиссии, что, как только вы получите деньги, сможете быстро начать работу. В тексте стоит еще указать, есть ли в помещении электричество, водоснабжение, косметический ремонт.

«Важно указать преимущества расположения помещения — какие точки притяжения людей есть неподалеку. Стоит описывать каждое место с положительной стороны, минусы должны быть несущественными, даже если в действительности отрицательных моментов больше».

Гульшат Уразаева

Основная часть производственного плана — технологический процесс. В нем опишите все, чем будете заниматься:

  • как клиенты узнают о вас;
  • как вы будете встречать покупателей;
  • как будете работать с каждым посетителем;
  • как планируете принимать оплату;
  • чем будете заниматься, пока ожидаете следующего клиента;
  • как будете закупать товары, расходные материалы, ингредиенты — можно указать планируемых поставщиков.

Если оказываете услуги, также стоит написать, сколько времени будет уходить на одну услугу. Это поможет рассчитать, сколько клиентов в день может принять бизнес.

Маркетинговый план бизнеса

В маркетинговом плане необходимо описать, как вы планируете привлекать клиентов и рекламировать свои продукты. Лучше указывать несколько каналов рекламы, в том числе бесплатных. Запрещенные и заблокированные соцсети упоминать не стоит. Для розничного бизнеса подойдет такой список инструментов:

  • своя группа во ВКонтакте и таргетированная реклама;
  • Яндекс Карты, 2ГИС;
  • Яндекс слуги, Профи.ру;
  • Авито;
  • печать листовок и раздача по почтовым ящикам.

Важно: если вы указываете какой-либо сервис, вам нужно как минимум в нем зарегистрироваться, чтобы у соцзащиты не было вопросов.

«Если вы работаете в офлайне, нужно обязательно написать, что вы собираетесь раздавать листовки, — даже если вы не верите в экономическую целесообразность такой рекламы и в будущем заниматься этим не будете.

Дело в том, что листовки — часто самый понятный рекламный инструмент для большинства сотрудников соцзащиты. Если не написать в плане про листовки, комиссия, скорее всего, заставит это сделать: „А если вам отключат интернет, как вы будете искать клиентов?“»

Гульшат Уразаева

В маркетинговом плане еще нужно указать, сколько денег вы будете тратить на рекламу каждый месяц. И здесь снова придется написать то, что захочет увидеть комиссия: максимальные месячные траты на маркетинг — 2 000 ₽. Если написать больше, соцзащита спросит, откуда вы возьмете деньги на такую дорогую рекламу.

Большую сумму могут указать предприниматели, которые не арендуют помещение, например SMM-специалисты. Но даже для них потолок — 3 000—4 000 ₽. В действительности этих денег может не хватить, но в бизнес-плане для соцконтракта больше писать не стоит.

Деньги на рекламу нужно брать из суммы, которую заявитель получит по соцконтракту, а значит, и о трате этих денег нужно отчитаться. Если написать, что расходы на маркетинг — 2 000 ₽, на такую сумму и стоит закупить рекламу. Можно указать, что дополнительно будете закупать рекламу на свои деньги.

Финансовый план бизнеса

Финансовый план — это основа всего бизнес-плана. Здесь нужно подробно описать, какие расходы потребуются на запуск бизнеса, каким будет бюджет и ожидаемый доход.

Бизнес-планы для популярных направлений бизнеса

Вместе с экспертами мы составили несколько бизнес-планов. Они не подойдут для комиссии соцзащиты, а рассчитаны на предпринимателей, которые открывают бизнес самостоятельно. По ссылкам — подробные расчеты затрат и финансовые модели, которые вы сможете скачать и настроить под себя:

  1. Бизнес-план по открытию магазина одежды.
  2. Бизнес-план по открытию цветочного магазина.
  3. Бизнес-план по открытию кофейни.
  4. Бизнес-план по открытию салона красоты.
  5. Бизнес-план по открытию пекарни.

Стоит сделать план на год и расписать, сколько клиентов будет у бизнеса каждый месяц и какой доход они принесут. Комиссия захочет увидеть расчет основных показателей:

  • количества продаж;
  • выручки;
  • прибыли;
  • себестоимости;
  • рентабельности;
  • налогов.

Удобно вести расчеты в электронных таблицах. Расчет должен быть простым — примерно на 15 строк.

«Финансовый план нужно писать, ориентируясь на сумму ежемесячного дохода. Нужно сделать такой план, чтобы к концу первого года работы чистая прибыль предпринимателя была немного выше средней зарплаты в регионе.

Например, если вы открываете студию маникюра, в первый месяц бизнес должен получить выручку примерно 25 000 ₽. В этом случае чистая прибыль предпринимателя будет 3 000—5 000 ₽. Если указать цифры выше, комиссия не поверит, что бизнес с нуля может зарабатывать такие деньги.

Далее выручка бизнеса должна ежемесячно расти примерно на 5 000—10 000 ₽ и к концу года достигнуть 100 000 ₽. С учетом издержек прибыль предпринимателя будет 75 000—80 000 ₽. Если вы будете перепродавать товары, месячная выручка должна быть 200 000—300 000 ₽ для такой же чистой прибыли.

В жизни продажи могут быть совсем другими. Но комиссиям соцзащиты нравится такая траектория развития».

Гульшат Уразаева

В конце финансового плана нужно составить список покупок, которые вы планируете сделать на деньги от соцконтракта. Здесь достаточно названий товаров и их стоимости. Ссылки на товары и скриншоты размещают в приложениях.

В списке покупок каждую позицию нужно писать по отдельности. Например, если вы собираетесь купить 60 гель-лаков для маникюра по отдельности, нужно сделать 60 отдельных строк в списке. Если это готовый набор из 60 цветов, достаточно одной ссылки.

Количество продаж в день в том числе определяет количество оборудования и инструментов, которые нужно закупить. Например, мастер маникюра хочет купить четыре пары ножниц, но согласно финансовому плану она принимает по три клиента в день. Четвертую пару ножниц уберут из списка покупок — денег на нее не дадут.

Анализ возможных рисков

Любой бизнес сопряжен с рисками. Важно показать, что вы осознаете их и готовы к ним. Опишите пять-семь возможных негативных ситуаций, способы их профилактики и порядок действий при возникновении. Например, риски могут быть такими:

  • увеличение числа конкурентов;
  • удорожание расходных материалов;
  • увеличение стоимости аренды;
  • ухудшение политической обстановки;
  • болезнь предпринимателя;
  • чрезвычайные обстоятельства.

Лучше указывать только внешние риски, которые не зависят от действий предпринимателя напрямую. Вот примеры опасностей, которые писать не стоит, даже если в реальности они есть:

  • не угадаю с местоположением;
  • выбранные товары не будут пользоваться спросом;
  • клиенты будут недовольны качеством услуг.

В конце раздела можно дописать планы развития бизнеса, например указать, как бизнес будет расширять ассортимент. Но это необязательный пункт.

Приложения к бизнес-плану

К бизнес-плану стоит добавить документы, которые подтверждают ваши расчеты или подготовку к старту бизнеса: предварительный договор аренды, лицензии, расчеты, маркетинговые исследования. Все иллюстрации тоже стоит добавить в этот раздел.

Еще в приложениях стоит разместить таблицу со списком покупок на деньги от соцконтракта. Нужно указать, что это за товар, добавить цену, ссылку на сайт продавца и скриншот, на котором будут видны магазин, цена и сам товар.

«Некоторые комиссии просят сделать сравнительный анализ цен оборудования. Тогда заявителю придется представить каждую необходимую позицию в трех вариантах. Первый — самый дешевый, который человек и планирует купить. Второй — дороже, третий — еще дороже.

Цены на товары в интернете могут меняться почти каждый день. Поэтому я рекомендую найти для себя еще четвертый вариант нужного оборудования — еще дешевле, чем первый. Например, если вы заложили в бизнес-плане на кресло для педикюра 30 000 ₽, эту сумму вам и дадут. Но когда вы получите деньги и соберетесь покупать кресло, оно может подорожать на несколько тысяч. Тогда пригодится четвертый вариант кресла, которое изначально стоило 28 000 ₽.

Но если вы укажете тот четвертый, самый дешевый вариант в бизнес-плане, комиссия даст вам деньги только на него».

Гульшат Уразаева

Пример бизнес-плана для соцконтракта для мастера маникюра

Мы составили шаблон бизнес-плана по открытию маникюрного кабинета с помощью социального контракта. В нашем примере девушка открывает кабинет с услугами маникюра и педикюра в городе Березовском с населением 60 000 человек.

Если же вы хотите открыть маникюрный салон с сотрудниками на свои деньги, почитайте наш бизнес-план по открытию маникюрного салона. В этой статье вы сможете скачать финмодель маникюрного салона, которая поможет вам более тщательно контролировать деньги своего бизнеса.

Защита бизнес-плана по соцконтракту

После составления бизнес-плана вам предстоит защитить его на заседании комиссии, оно обычно длится от пяти минут до получаса. У соцзащиты уже будет распечатка бизнес-плана, но заявителю стоит напечатать второй документ для себя.

В каждом регионе защита проходит по-разному. Например, в Пензенской области бизнес-план проверяют заочно — комиссия просто присылает свои комментарии или сразу готовое решение.

В других регионах нужно приходить на защиту лично, при этом заявителю иногда вообще не приходится ничего говорить. Но чаще ему задают несколько вопросов, и часто большая их часть — про общую жизненную ситуацию. Например, могут спросить, почему заявитель находится в категории малоимущих, почему он не идет на работу или почему, несмотря на официальную работу, у семьи все равно статус малоимущей.

По самому бизнес-плану обычно вопросов немного, но нужно быть готовым пояснить каждое утверждение из документа. Могут уточнить, есть ли предварительный договор аренды, попросить обосновать цену оборудования или отдельные строчки бизнес-плана.

Главное

  1. Для получения соцконтракта требуется бизнес-план. Он нужен, чтобы комиссия из соцзащиты могла убедиться, что заявитель проработал концепцию бизнеса и будет готов вести его, когда получит деньги.
  2. Формат бизнес-плана зависит от региона. В половине субъектов есть законодательно установленный шаблон, в других — нет. Иногда это значит, что бизнес-план можно подготовить в свободной форме, а иногда — что у соцзащиты есть неофициальный шаблон.
  3. Если шаблон есть, нужно использовать его. Если его нет, в бизнес-плане нужно отразить основную информацию, которая будет важна комиссии: о виде бизнеса, товарах и услугах, планируемых расходах и доходах.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Павел Карпов
Павел Карпов

Какую часть бизнес-плана написать сложнее всего? Делитесь мнениями в комментариях


Больше по теме

Новости