В России растет спрос на услуги такси. В 2023 году водители в среднем выполняли по три заказа в час — самый высокий показатель за предыдущие пять лет. Бизнес в сфере такси может быть выгодным делом, если правильно подойти к его организации.
Рассказываем, как открыть свой таксопарк — бизнес с автомобилями или без с разрешением на перевозку пассажиров. Разбираемся, какую систему налогообложения и форму бизнеса выбрать, как искать и нанимать водителей и как привлекать клиентов. Статья не подойдет тем, кто хочет быть посредником между таксопарками или частными таксистами и пассажирами за процент от цены поездки.
Пошаговый план открытия таксопарка
Рассказываем, как создать свой таксопарк. Для этого предпринимателю нужно пройти семь шагов.
Шаг 1. Регистрация бизнеса
Бизнес начинается с регистрации. Расскажем, что нужно сделать.
Выбрать форму бизнеса. Можно работать как ИП или ООО.
Выбор зависит от особенностей бизнеса. Скажем, если хотите вести дело с партнером, можно зарегистрировать только компанию. ИП работает сам. На старте достаточно вести дела в качестве индивидуального предпринимателя: статус легче зарегистрировать, а еще у ИП проще отчетность.
Подробнее про формы бизнеса рассказали в отдельной статье.
Выбрать коды ОКВЭД. Это код, по которому государство, банки и контрагенты понимают, чем занимается бизнес. Для таксопарка подойдут такие коды:
- 49.32 «Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем»;
- 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта»;
- 49.42 «Предоставление услуг по перевозкам» — касается грузовых такси.
Эти коды нужны физическому таксопарку, у которого есть машины. Если он только подключает водителей к агрегатору, то выполняет агентские услуги. О такой форме мы здесь не говорим.
Выбрать налоговый режим. От этого зависит, сколько денег бизнес будет перечислять государству. Вот варианты:
- общая система налогообложения — ОСН;
- упрощенная система налогообложения — УСН;
- автоматизированная упрощенная система налогообложения — АУСН;
- патентная система налогообложения — ПСН, доступна только для ИП, у которого в собственности или аренде до 20 автомобилей. Регион может снизить этот лимит.
Подробно про каждый режим рассказали в отдельной статье.
Открыть расчетный счет. Это счет в банке, который нужен бизнесу для безналичных расчетов с сотрудниками, партнерами, госорганами. Можно обратиться в любой банк, где понравятся условия.
Подключить онлайн-кассу. Она выбивает чеки и передает данные в налоговую. Даже если таксопарк будет сотрудничать с агрегатором, ему все равно нужно приобрести и подключить онлайн-кассу — для наличных расчетов. Безналичные будут проходить через агрегатор. Онлайн-кассу не обязательно покупать — ее можно взять в аренду в банке.
Подключить интернет-эквайринг. Это банковская услуга, чтобы принимать безналичные платежи, например картой или по QR-коду.
Подключить услугу можно в том же банке, где открыт счет бизнеса. Комиссии и условия обслуживания зависят от конкретного банка.
Оформить квалифицированную электронную подпись, КЭП. Она нужна, чтобы позднее сделать разрешение на перевозку легковым такси и удаленно общаться с госорганами. Юрлица и ИП обращаются за КЭП в налоговую инспекцию, которая специализируется на их выдаче.
Какие документы потребуются:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН компании или ИП;
- сертифицированный носитель ключевой информации — токен: устройство, которое похоже на флешку.
Токен для КЭП нужно покупать. Он должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ. Полные требования к нему прописаны в разъяснениях ФНС. В среднем токен обойдется в 2 000 ₽.
Когда зарегистрируете бизнес, можно приступать к остальным шагам.
Шаг 2. Покупка или аренда автомобилей
Этот этап можно пропустить, если таксопарк набирает водителей с их автомобилями. Чаще таксопарки отдельно приобретают машины и отдельно ищут водителей.
Какие автомобили выбрать. В законе нет требований к марке автомобиля такси, модели или году выпуска. Если таксопарк планирует сотрудничать с агрегатором, стоит узнать его условия. От региона к региону они разнятся. Например, в Москве Яндекс для тарифа «Эконом» требует машины не старше 2011 года выпуска, а для тарифа «Комфорт+» — не старше 2014 года.
На российском авторынке большое количество китайских автомобилей, которые часто покупают таксопарки. Среди них есть несколько общепризнанных, проверенных вариантов:
- Haval;
- Exeed;
- Chery.
Купить или арендовать можно любое количество автомобилей — зависит от возможностей владельца таксопарка и спроса на такси в городе. Эксперт советует начинать с минимального количества машин — 5—10 штук.
«При выборе автомобиля критерий номер один — рентабельность. Мы считаем потенциальную выручку, минусуем издержки и оцениваем, выходим хотя бы в ноль или нет. Например, мы купили Skoda Octavia за 1,4—1,5 млн рублей. Скажем, после всех расходов, включая лизинг, нам остается по 10 000—15 000 ₽ с машины. Это наша сумма, с которой мы можем брать себе зарплату.
Другой наш опыт — китайские JAC: тогда этот автомобиль еще проходил в „Комфорт+“. После всех расчетов мы получили вывод, что машины должны 95% времени находиться на линии, чтобы мы выходили в ноль. К счастью, так случилось, что они с первого дня работают без простоя. И мы за счет них даже уходим в небольшой плюс».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
Как приобрести автомобиль. Машину можно купить — новую в салоне или с рук через такие посреднические сервисы, как «Авто.ру». Другой вариант — взять автомобиль в лизинг: это долгосрочная аренда, после которой арендатор по желанию становится собственником машины.
Услуга лизинга легковых автомобилей для юрлиц и ИП есть у многих крупных банков. Лизинг выгоднее автокредита, потому что можно взять в аренду сразу несколько машин.
«Если вы приобретаете автомобиль через лизинг, обязательно рассматривайте несколько игроков, чтобы получить конкурентный выбор. Обратитесь в одну лизинговую компанию — вам выставят предложение, оно с вероятностью 99% не будет самым выгодным. Напишите в другую компанию, расскажите о предыдущем опыте общения на тему лизинга — вам сделают более привлекательное предложение. Третье — будет еще более интересным. В какой-то момент вы найдете самое выгодное предложение».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
Покупка и лизинг — не единственные способы взять авто в таксопарк. Есть и менее известный вариант — приобрести машины за счет инвестиций, которые потом нужно возвращать с дохода, либо взять машины под управление.
Чем оборудовать автомобили. В законе прописаны требования к оформлению автомобиля легкового такси — это «шахматная» оклейка по бокам, опознавательный оранжевый фонарь на крыше. Также важно, чтобы в салоне была информация о госномере машины, перевозчике: название, номер записи в госреестре, срок действия разрешения, Ф. И. О. водителя и договор страхования.
Требования к оклейке машины зависят от региона. Например, в Московской области автомобили легкового такси должны быть белые с желтыми и серыми полосами. А в Москве — с желтой оклейкой.
Для каждого автомобиля нужно сделать диагностическую карту, купить полис ОСАГО, а также внести информацию о нем в реестр легковых такси. С сентября 2024 года обязателен дополнительный вид страхования — ОСГОП.
Внести автомобиль в реестр можно бесплатно через портал госуслуг или в МФЦ. В Москве доступен специальный раздел на mos.ru.
Шаг 3. Аренда и обустройство помещения для диспетчерской
Обычно свою диспетчерскую в таксопарке открывают при наличии минимум 15 автомобилей. Хотя с точки зрения имиджа офис важен, даже когда в таксопарке один автомобиль. Водители больше доверяют таксопарку с физическим офисом. Поэтому, если есть свободные деньги, арендуйте помещение на старте.
На что обратить внимание при выборе помещения. В здании должны быть бесперебойное электропитание, инженерные коммуникации и пожарная сигнализация. Также роль играют транспортная доступность и обширная парковка, где можно поставить машины таксопарка. Близость автомойки, сервисного центра будет не лишней.
В диспетчерской обязателен медицинский кабинет, потому что водители должны проходить медосмотры перед рейсом и после него. Отметку о результатах осмотра ставят в путевой лист водителя.
Обязателен и автосервис, где автомобили будут проходить не только через обслуживание, но и через предрейсовый технический контроль. Нужно проверить исправность тормозов, руля, колес, шин, стеклоомывателей, звукового сигнала, тахографа, если он есть. И это только часть обязательных оценок. После предрейсового техосмотра механик ставит отметку в путевом листе.
Как обустроить помещение. Важно купить в офис и на автомобильную стоянку необходимое оборудование: у каждого сотрудника должен быть компьютер, телефон, выход в интернет. Если таксопарк сотрудничает с агрегатором, можно оформить входную группу по брендбуку агрегатора — например, такой есть у Яндекса. Там расположены плакаты, паттерны, постеры, указатели, фирменные стили.
«В идеале можно сделать ремонт в помещении под стиль агрегатора. Это добавит вам еще больше статусности, и всей команде в таком помещении будет приятней работать.
У нас есть комфортная зона ожидания для водителя — чай, кофе, конфеты, холодная и горячая вода. Водитель может купить аксессуары, например зарядку для телефона, держатель, в зимнее время — омыватель. Все по адекватным рыночным ценам.
В целом должно быть высокое качество сервиса, потому что водители, по сути, наши клиенты. Мы с ними помогаем друг другу зарабатывать, поэтому важно сделать для них жизнь в таксопарке комфортной».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
Как обезопасить работников диспетчерской. Базовый уровень — поставить камеры видеонаблюдения, чтобы отслеживать инциденты в офисе. Важно, чтобы камеры записывали звук, а не только изображение. Также стоит заключить договор на обслуживание с охранным предприятием.
Шаг 4. Поиск и наем сотрудников
Водители — главные сотрудники таксопарка. На старте нужно сосредоточиться на них. Когда у бизнеса 3—5 машин, нет смысла собирать остальную команду из менеджеров, техника и сотрудников отдела продаж.
Поиск и устройство водителей. Если в окружении нет никого, кого можно привлечь к работе, начинайте поиск с Авито — это самый простой вариант. Также можно прибегнуть к сарафанному радио, раздавать листовки в зонах повышенного нахождения водителей такси — аэропортах, вокзалах.
Требования к водителям такси детально прописаны в законе. На что важно обратить внимание:
- у водителя есть права категории B со стажем от трех лет;
- у водителя нет медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортом категории B;
- водителя не лишали прав повторно;
- водитель прошел аттестацию на знание города;
- у водителя нет непогашенной или неснятой судимости по преступлениям из ст. 328.1 ТК РФ — нужна справка о несудимости;
- у водителя меньше трех неуплаченных административных штрафов.
Узнайте, попадал ли водитель в ДТП, лишали ли его прав. Это можно сделать на сайте ГАИ по серии, номеру и дате выдачи прав.
Также водитель должен пройти испытания — тестовую поездку по городу на той машине, на которой он будет работать. Испытания проводят под наблюдением наставника — водителя, чей стаж больше трех лет и у которого за последний год не было ДТП по его вине. Информацию о результатах проверки заносят в специальный лист испытаний: он должен храниться в таксопарке пять лет. Внимательно отнеситесь к обучению таксиста — от этого зависят успех и риски таксопарка.
«У таксопарка как у бизнеса много рисков: автомобиль может быть поврежден, угнан, водитель может залезть в долги, не платить таксопарку, разбить автомобиль и не заплатить за его ремонт».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
Не забудьте, что водители должны проходить медосмотры помимо пред- и послерейсовых:
- предварительные — до найма на работу;
- периодические — во время работы;
- психиатрическое освидетельствование — каждые пять лет.
Водители могут работать по договору ГПХ или по трудовому договору. В чем разница, объяснили в отдельной статье.
Поиск и устройство сотрудников в диспетчерскую. Если на старте бизнеса арендуете помещение и создаете диспетчерскую, нужно нанять сотрудников: менеджеров, которые работают с водителями, техника и, возможно, специалистов отдела продаж.
«Если есть возможность скинуть на аутсорс задачу, выполнение которой не принесет вам основную часть дохода, обязательно пользуйтесь этим. Не наращивайте штат бесконечным количеством сотрудников. Чем меньше штатная структура, тем проще будет управлять бизнесом».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
В таксопарке должен быть специалист по безопасности дорожного движения, БДД, — даже если у компании всего 2—3 машины. Этот человек следит за технической исправностью автомобилей, занимается подготовкой предрейсовых технических и медицинских осмотров.
Требования к специалисту по БДД детально указаны в приказе Министерства транспорта РФ.
Помимо прочего, бизнесу может понадобиться помощь юриста и бухгалтера. Это не обязательно должны быть штатные специалисты — можно использовать онлайн-сервис или привлечь специалиста на аутсорсе. Главное, чтобы была возможность оперативно получать ответы на вопросы в сложных ситуациях. Таксопарк может столкнуться с большим количеством штрафов, претензий от пассажиров.
Искать сотрудников можно через стандартные рекрутинговые площадки, такие как hh.ru, через рекламу в телеграм-каналах, Авито, знакомства. Либо можно обращаться к профессиональным HR-агентствам.
Шаг 5. Получение разрешения на перевозку
У таксопарка должно быть разрешение на перевозку пассажиров, которое оформляют на каждую машину отдельно — не на бизнес целиком. Без этого документа работать нельзя, иначе можно получить штраф по КоАП:
- для ИП — 4 000—5 000 ₽;
- для малых предприятий — 20 000—25 000 ₽;
- для средних и крупных предприятий — 40 000—50 000 ₽.
Оформить разрешение можно онлайн через портал госуслуг, это бесплатно. Либо обратитесь в местный департамент или министерство транспорта — конкретное название зависит от региона. В Москве это департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
В заявлении нужно указать:
- данные юрлица или ИП — таксопарка;
- ИНН;
- номера записей в региональном реестре легковых такси;
- договоры аренды и лизинга, если транспорт не в собственности.
Подготовка разрешения может занимать до одного месяца. Документ выдают на пять лет, затем его надо продлевать.
Шаг 6. Поиск клиентов
Таксопарку проще и выгоднее работать в сотрудничестве с агрегатором, чтобы найти клиентов: тогда не нужно разрабатывать свое приложение для сервиса такси и активно развивать маркетинг. Агрегатор станет для таксопарка службой приема заказов и будет помогать с привлечением клиентов.
Вот что нужно сделать, чтобы начать сотрудничество с таксопарком:
- Зайти на сайт агрегатора или вбить в поиске, например, «открыть диспетчерскую Яндекса» — либо другое название агрегатора.
- Оставить на сайте заявку на заключение партнерства.
- Подписать удаленно договор-оферту, указать систему налогообложения.
- Получить логин и пароль на электронную почту и доступ к диспетчерской.
Точные требования зависят от конкретного агрегатора — нужно внимательно изучать сайт. Например, могут быть условия по минимальному количеству автомобилей на линии. У Яндекса также указано, что нужно внести предоплату в 90 000 ₽ на счет агрегатора. После расторжения договора деньги вам вернут, если вы не нарушали его условия.
Если таксопарк не заключал договор с агрегатором, ему придется самому искать клиентов. Какой канал и инструмент продвижения выбрать, зависит от аудитории бизнеса. Есть несколько наиболее востребованных вариантов:
- контекстная реклама Яндекса;
- SEO-оптимизация;
- социальные сети.
Контекстная реклама Яндекса. Размещайте объявления с оплатой клика — PPC. Когда целевая аудитория будет вбивать поисковый запрос в Яндекс, в верхней части результатом будет отображаться контекстная реклама таксопарка.
SEO-оптимизация. Нужно разработать сайт таксопарка и наполнить его контентом, чтобы повысить видимость в поисковых системах. Контент следует оптимизировать под запросы целевой аудитории — их можно проверять и отбирать по частотности через Яндекс Вордстат.
Социальные сети. В первую очередь это ВКонтакте, сюда также стоит отнести Телеграм, который стал больше чем просто мессенджером. Аудитория обоих каналов растет, есть возможность проводить маркетинговые кампании с хорошими охватами. В соцсетях стоит завести аккаунт, через который таксопарк будет общаться с аудиторией и налаживать контакт.
Шаг 7. Расчет с водителями
Для расчетов таксопарка с водителями нужен сервис моментальных выплат — он позволяет после смены переводить работникам деньги. Это нормальная практика для такси.
Как таксопарк может сотрудничать с водителями:
- Арендный формат — водитель платит таксопарку фиксированную сумму за то, что пользуется машиной, а остальное забирает себе.
- 50/50 — водитель получает половину суммы, которую заработал. Остальное уходит таксопарку.
- Процентный формат — если у водителя своя машина, он платит таксопарку процент за доступ к клиентам.
Стоит просчитать преимущества и риски каждого варианта, чтобы выбрать оптимальный для конкретного таксопарка.
«Мы работаем с арендным форматом. Долго думали про смены 50/50. Это выгоднее с точки зрения денег, но не с точки зрения перестройки операционной работы, повышенной амортизации автомобиля. Нас эта история никогда не привлекала, поэтому мы работаем только по модели аренды».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
Если заключен договор с агрегатором. Деньги с заказов идут на счет агрегатора, который забирает свою комиссию за сотрудничество и потом перечисляет оставшуюся сумму в таксопарк. Это происходит каждый день. Дальше таксопарк удерживает свою долю в зависимости от модели работы и потом через сервис моментальных выплат проводит расчеты с водителями.
Таксопарк заранее настраивает и интегрирует в диспетчерскую приложение. Водитель его скачивает и видит в реальном времени свой текущий баланс. К приложению привязана карта. Водитель запрашивает на вывод нужную сумму и, как правило, деньги сразу приходят на карту.
«Водители в любой момент хотят забрать свой заработок. Выполнил заказ на 100 рублей, за вычетом комиссии к выплате осталось, к примеру, 70 рублей — он хочет их снять. Мы должны ему это обеспечить. Это важный фактор для любого таксопарка, будь он виртуальный или железный.
Таксопарку деньги от агрегатора приходят только на следующий день. Поэтому для выплат водителям должен быть запас денег на расчетных или специальных депозитных счетах».
Андрей Гуляев
Генеральный директор, соучредитель компании «АА ГРУПП»
Если договор с агрегатором не заключен. Тогда водители могут выводить заработанные средства через тот таксопарк, который предоставлял им заказы. Схема будет аналогичной — через сервис моментальных выплат. На рынке их достаточно.
Главное в статье
- Бизнес в такси лучше начинать с запуска таксопарка, а не с создания агрегатора. Особенно если у предпринимателя или компании нет опыта в такси и перевозках.
- Главное в таксопарке — машины и водители. Нет необходимости на старте собирать команду из менеджеров, техников и других сотрудников. Не обязательно арендовать офис, хотя это добавляет бизнесу статусности. Начинать можно с 2—3 машин — здесь нет рамок.
- Самое сложное в запуске таксопарка — приобрести автомобили на выгодных условиях и найти надежных водителей.
- Автомобили проще всего брать в лизинг — финансовая нагрузка в моменте меньше, чем при покупке.
- Для выплат водителям нужно подключить сервис моментальных расчетов и держать резервные деньги на счету. Важно моментально переводить выручку водителю по запросу — в такси сильнее распространена схема платы за смену, а не зарплата в конце месяца. Наличие опции моментальных выплат повысит лояльность водителя к таксопарку.
Что самое сложное в запуске таксопарка, на ваш взгляд?