Актуальное

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы от партнеров до 500 000 р.

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 р.

Подробнее →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Юридическое Редактор: Тоня Сергеева

Что поменять в оферте к 1 сентября

Юристы рассказали, что нужно изменить в B2C-офертах, чтобы не получить штраф за нарушение прав потребителей

Артур Бабалов

Артур Бабалов

Юрист из компании Runetlex

Осенью вступают в силу изменения в законе о защите прав потребителей. Чтобы избежать претензий от Роспотребнадзора, советуем проверить формулировки оферты или договора и удалить рискованные пункты. На что обратить внимание, рассказывает юрист Артур Бабалов из компании Runetlex.

Что случилось

С 1 сентября 2022 года изменятся положения статьи № 16 закона о защите прав потребителей. Она фиксирует недопустимые условия договора, то есть условия, которые ущемляют права потребителей.

Новая редакция закона о защите прав потребителей — КонсультантПлюс

Статья регулирует работу продавцов, исполнителей и маркетплейсов, которые работают с физлицами.

Что изменилось для бизнеса

Есть такое понятие, как условия, которые ущемляют права потребителя.

В законе сказано, что клиент, который заказал какую-либо услугу, вправе от нее отказаться, пока она не оказана. Это значит, что нельзя оштрафовать за отказ от покупки и удержать предоплату. Если такая ответственность прописана в оферте или договоре, она нарушает права клиента. За такое нарушение можно получить штраф.

Условия, которые нарушают права потребителей, были зафиксированы и раньше, но в разных статьях гражданского кодекса и судебной практике. Теперь они собраны в одной статье — № 16 закона о защите прав потребителей.

Статья № 16 закона о защите прав потребителей

Если раньше клиенту надо было листать множество законов, чтобы проверить, не нарушает ли договор его права, то теперь достаточно сверить пункты договора и список условий из закона. И есть реальный риск, что по всем расхождениям клиент напишет жалобу в Роспотребнадзор или обратится в суд.

Как подстраховаться

Рекомендуем проверить, чтобы в договорах и офертах не было условий, которые нарушают права клиентов.

Оферта: что это и зачем нужна

Для вашего удобства опасные формулировки собрали в одну таблицу. Если в ваших договорах и офертах есть похожие положения — удалите, чтобы не рисковать разбирательствами с Роспотребнадзором. Сделать это нужно к 1 сентября 2022 года.

❌ Памятка: что удалить из оферты

Пункт, который нужно удалить
Суть пункта
Пример: что означает пункт на практике
«Исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от договора»
Исполнитель может отказаться от договора в любое время
Клиент заказал ремонт квартиры. Строительная компания приняла заказ.

Прошла половина срока, отпущенного на ремонт. Компания поняла, что не успевает к сроку, и отказалась от договора
«При возникновении спора между сторонами он подлежит разрешению в суде по месту нахождения Исполнителя»
В случае спора суд будет по месту нахождения Исполнителя
Если магазин работает в Москве, а покупатель в другом городе, покупателю придется приезжать на суд в Москву
«Если Заказчик досрочно отказывается от договора, то обязан выплатить штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей»
Если Заказчик досрочно откажется от договора, то должен выплатить штраф
Клиент заказал установку окон и внес предоплату за услугу. Еще до начала работ он решил отказаться от замены окон у этой компании.

Но просто так отказаться не получится, придется заплатить штраф, например в размере предоплаты
«Исполнитель не несет ответственность за качество услуг»
Исполнитель не несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора
Клиенту заменили окна во всей квартире. Одно из них закрывается с трудом.

Клиент обратился с жалобой, но компания сказала, что не несет ответственность за качество и менять ничего не будет
«Исполнитель оказывает услуги по предоставлению доступа к сервису, если Заказчик предварительно оплатит консультационные услуги»
Чтобы получить одну услугу, Заказчик должен заплатить и за другую
Клиент искал подрядчиков для ремонта квартиры. Его заказ — выровнять пол.

Ремонтная компания сказала, что готова взяться за заказ, но только если клиент заплатит еще и за услугу подбора материалов
«Исполнитель вправе провести консультацию для Заказчика при оказании услуг. Заказчик отдельно оплачивает такую консультацию»
Исполнитель вправе оказать дополнительные услуги без согласия Заказчика, а Заказчик обязан их оплатить
Ученик пришел в музыкальную школу на урок вокала. Дополнительно преподаватель показал базовые аккорды на гитаре.

Ученик думал, что это бесплатно, раз он не обращался с такой просьбой. А школа включила оплату за мини-урок по гитаре в оплату за обучение
«Заказчик обязан оплатить услуги наличными денежными средствами. Исполнитель не принимает безналичную оплату»
Заказчик вправе оплатить услуги только наличными
Музыкальная школа проводит занятия по вокалу только за наличные
«Исполнитель вправе отказаться от договора, если Заказчик поддерживает Слизерин»
Исполнитель вправе отказаться от договора по основаниям, не предусмотренным законом
Пекарня отказалась от заказа клиента, сославшись на его лишний вес
«Если Исполнитель нарушает срок оказания услуг, то Заказчик вправе потребовать выплатить неустойку в размере 0,01% (одной сотой процента) за каждый день просрочки»
Размер неустойки меньше, чем предусмотренный законом
Ремонтная компания должна была закончить ремонт за месяц. Она нарушила срок сдачи работ на две недели.

Законом установлена неустойка за такую просрочку в размере 3% от стоимости работ в день.

А ремонтная компания отказалась выплачивать такую неустойку, указав, что в договоре неустойка всего 0,1% в день
«Если Заказчик обнаружил недостатки в оказанных услугах, то он имеет право потребовать только безвозмездного устранения таких недостатков»
Заказчик ограничен в выборе требований в связи с недостатками услуг, хотя эти требования установлены законом
Обувная мастерская отказалась возвращать клиенту деньги за некачественный ремонт обуви и указала, что может только бесплатно устранить недостатки этого ремонта
«Досудебный порядок разрешения спора обязателен. Срок ответа на претензию составляет 30 (тридцать) рабочих дней»
Заказчик обязан направить претензию до обращения в суд
Мастер маникюра травмировала пальцы клиентки.

Клиентка хочет подать в суд на салон, но тот требует сначала направить официальную претензию, а потом только идти в суд
«Исполнитель не несет ответственности за неисполнение обязательств, за исключением случая, когда Заказчик докажет, что неисполнение обязательств произошло по вине Исполнителя»
Заказчик обязан доказывать те обстоятельства, которые по закону должен доказывать Исполнитель
Покупатель заказал ковер в интернет-магазине, а его привезли на несколько дней позже. Покупатель хочет вернуть деньги.

А интернет-магазин отказывает ему в возврате, требуя доказать, что сроки сорвались именно по вине магазина
«Заказчик согласен с тем, что для защиты своих прав он не вправе обратиться в суд, а обязан использовать досудебное урегулирование спора»
Заказчик ограничен в способах защиты своих прав
На сайте объявлений указано: если автор объявления обманет пользователя, то пользователь не может подать в суд на владельцев сайта

Все эти пункты нарушают закон о правах потребителей — по каждому из этих пунктов клиент вправе написать жалобу в Роспотребнадзор.

Расчетный счет в Тинькофф Предложение Тинькофф

Расчетный счет в Тинькофф

  • До 4 месяцев бесплатного обслуживания
  • До 500 000 ₽ на сервисы партнеров
  • Бесплатная онлайн-бухгалтерия
Подробнее

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности