Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться


Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать, как это влияет на бизнес


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

В России многие потребительские товары подпадают под обязательную маркировку. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут передавать сведения о движении товаров в систему «Честный знак».

Разбираемся, что такое маркировка, какие товары есть в перечне. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу к этому подготовиться.

Что такое маркировка товаров

Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.

Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выпускаете.

Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.

Какие товары обязательны к маркировке

Первой ввели маркировку меховых изделий — она работает с 12 августа 2016 года. В дальнейшем маркировка распространилась и на другие категории. Например, с 2019 года ввели маркировку на сигареты и папиросы.

Собрали в таблицу товары, подлежащие маркировке.

Вид товараСрок, с которого надо маркировать
Шубы и меховые изделияс 12 августа 2016 года
Сигареты и папиросыс 1 июля 2019 года
Остальная табачная продукцияс 1 июля 2020 года
Обувь и лекарствас 1 июля 2020 года
Парфюмерные товары и фотооборудованиес 1 октября 2020 года
Шиныс 1 ноября 2020 года
Одежда и текстиль для домас 1 января 2021 года
Молочная продукцияс 1 июня 2021 года
Упакованная водас 1 декабря 2021 года
Табак для употребления путем нагревания и смеси для кальяновс 15 марта 2022 года
Жидкости для электронных сигаретс 25 декабря 2022 года
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кегис 1 апреля 2023 года
Напитки безалкогольные, сокис 1 сентября 2023 года
Гигиенические средства и антисептикис 1 сентября 2023 года
Медицинские изделияс 1 сентября 2023 года
БАДыс 1 сентября 2023 года
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в стеклянную и полимерную упаковкус 1 октября 2023 года
Икра лососевых и осетровых видов рыбс 1 мая 2024 года
Велосипедыс 1 сентября 2024 года

Как устроена система маркировки

Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.

Оператор системы маркировки. Ее разработкой и поддержкой занимается Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ. Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывается оборот всех товаров.

ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 ₽. Коды для них бесплатные.

Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит сейчас в руках.

Пока в каталоге есть не все промаркированные товары, зарегистрированные в Честном знаке, но он постоянно пополняется

Зачем в России внедряют маркировку. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.

Что такое код маркировки и как он выглядит

Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Знак маркировки товаров содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:

  1. Код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров.
  2. Код проверки, или криптохвост: генерируется оператором.
Код маркировки на обувной коробке

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата производства, материал, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.

Покупатель после сканирования может прочитать всю информацию и сверить ее с самим товаром

Кто и когда обязан подключиться к ЭДО

Передавать сведения в систему маркировки товаров «Честный знак» можно только через операторов электронного документооборота — ЭДО. Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в этой системе. Напрямую подавать сведения больше нельзя.

В электронном документообороте задействованы все участники оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Если у покупателя нет ЭДО, так как он не обязан с ним работать, продавец должен подать сведения самостоятельно через личный кабинет системы маркировки.

Как подключиться к системе маркировки

Процесс подключения зависит от типа участника оборота. Разберемся подробнее.

Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, подключить ЭДО и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.

План действий:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
  2. Описать товары в каталоге. Реестр формируют в каталоге маркированных товаров в личном кабинете системы «Честный знак».
  3. Заказать коды на все выпускаемые товары.
  4. Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.
  5. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  6. Выбрать интегратора — компанию или поставщика, который помогает с маркировкой, — и типографию, если не будете печатать коды сами.
  7. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно удостовериться, что у операторов есть соглашение о роуминге.
  8. Встроить маркировку в процесс работы производства. Нанести ее на товар, а потом ввести товары в оборот внутри системы. Для этого нужно поменять им статус в личном кабинете.
  9. Протестировать маркированные образцы продукции. Это можно сделать бесплатно в специальной лаборатории «Трекмарк» от оператора ЦРПТ.

Для оптовых поставщиков. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выбрать оператора ЭДО. План действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится УКЭП.
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
  3. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.

Также в системе «Честный знак» должны работать общепит и госучреждения. Для них есть отдельная пошаговая инструкция — она похожа на инструкцию для оптовой торговли.

Для розницы. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, выбрать оператора ЭДО, купить специальный сканер и обновить прошивку на онлайн-кассе.

Собрали все шаги в короткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы ничего не забыть при подключении розничного или интернет-магазина к системе маркировки.

Порядок действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого нужна УКЭП.
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
  3. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Нужно подключить сканер 2D-штрихкода.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
  6. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix, чтобы в систему «Честный знак» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы товара.
  7. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. И убедиться, что ваша касса поддерживает формат фискальных документов — ФФД версии 1.2 — и умеет передавать чеки в систему маркировки.

Что такое ЭДО и как он работает, расскажем дальше.

Как работает ЭДО в маркировке

Работа в ЭДО с маркировкой зависит от вида участника — производитель, импортер или дистрибьютор.

Для производителя или импортера. Сведения о маркированной продукции надо передать в систему «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД, который организация или ИП подписывает УКЭП.

Производитель действует так:

  • маркирует продукцию кодом специальной кодировки Data Matrix;
  • формирует исходящий УПД;
  • указывает в нем коды маркировки;
  • подписывает УПД электронной подписью;
  • через оператора ЭДО подтверждает сделку в Честном знаке, отправляет товар и УПД оптовику-дистрибьютору. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.

Для дистрибьютора. Когда маркированный товар получает дистрибьютор, он сверяет качество и количество товара с данными, которые указаны в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером.

Если данные совпадают, дистрибьютор подписывает УПД производителя, а после формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу, то есть розничному магазину, автоматически фиксируется в Честном знаке.

Сервис ЭДО проверяет, что производитель и дистрибьютор подписали документ и они зарегистрированы в Честном знаке. Если все в порядке, система ЭДО сама отправляет в Честный знак подписанный документ.

Но данные могут не совпадать, например в УПД указаны неверные коды, суммы, количество товара. Тогда дистрибьютор может:

  • запросить уточнение по данным УПД у производителя товара;
  • принять товар частично;
  • отклонить поставку товара.

Для розничного магазина. Сотрудник магазина сверяет данные маркированной продукции с данными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передает в чеке ККТ через ОФД.

Что будет, если не маркировать товар

За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.

Состав правонарушенияШтраф для должностного лица или ИПШтраф для малого предприятияШтраф для средней или крупной компанииСтатья КоАП РФ
Производство без маркировкиот 5000 до 10 000 ₽от 25 000 до 50 000  ₽от 50 000 до 100 000 ₽ч. 1 ст. 15.12
Продажа без маркировкиот 5000 до 10 000 ₽от 25 000 до 150 000 ₽от 50 000 до 300 000 ₽ч. 2 ст. 15.12
Если на товаре есть маркировка, а в чеке — нетот 1500 до 3000 ₽от 2500 до 5000 ₽от 5000 до 10 000 ₽ч. 4 ст. 14.5

Что надо знать о маркировке

  1. Маркировку на товар наносит производитель или импортер, коды надо заказывать в системе маркировки.
  2. ЭДО — это электронный документооборот. Перейти на него должны все производители и продавцы маркированных товаров. Подавать сведения об обороте напрямую в систему маркировки нельзя.
  3. Чтобы начать работать с электронным документооборотом, зарегистрируйте личный кабинет у оператора ЭДО.
  4. Вместе с маркированным товаром вместо бумажной накладной вы будете получать универсальный передаточный документ — УПД.
  5. При приемке товара нужно сверить коды маркировки с кодами в УПД. Если данные сходятся, подтверждаете приемку, если нет — пишете поставщику, что нужно исправить.
  6. Убедитесь, что покупатель может принимать документы по ЭДО и зарегистрирован в Честном знаке. Если он не зарегистрирован в системе ЭДО и системе маркировки, Честный знак не обработает такой УПД и переход права собственности не произойдет.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение Тинькофф

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Продажи
Анастасия Волошенко
Анастасия Волошенко

С какими сложностями столкнулись при маркировке товаров? Поделитесь опытом в комментариях.


Больше по теме