Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Геймификация в онлайн-образовании: кому подходит и какие задачи решает


В статье расскажем, чем маркетинговые игры будут полезны бизнесу в сфере онлайн-образования. Разберем, для каких компаний игра окупится и принесет прибыль, а каким ударит по бюджету.


Статья участника сообщества и нашей редакции

Дарья Швалова

Дарья Швалова

CMO Out of Cloud

Эта статья понравилась редакции Бизнес-секретов, поэтому мы помогли автору сделать ее еще лучше

Написать статью

В статье расскажем, чем маркетинговые игры будут полезны бизнесу в сфере онлайн-образования. Разберем, для каких компаний игра окупится и принесет прибыль, а каким ударит по бюджету.


Статья участника сообщества и нашей редакции

Дарья Швалова

Дарья Швалова

CMO Out of Cloud

Эта статья понравилась редакции Бизнес-секретов, поэтому мы помогли автору сделать ее еще лучше

Написать статью

Геймификация — популярный маркетинговый прием взаимодействия бизнеса и клиента: конкурсы, рулетки, тесты, квизы. Маркетинговые игры помогают компаниям увеличить базу подписчиков, вырастить количество повторных покупок и наладить с покупателями дружеские отношения.

Но геймификация подойдет не всем: для кого-то дешевле и эффективнее будет сделать лендинг и запустить таргетированную рекламу.

Рассказываем, как онлайн-школы могут применять маркетинговые игры и кому это нужно.

Каким компаниям в сфере онлайн-образования нужны маркетинговые игры

Геймификация — эффективный маркетинговый инструмент. В онлайн-образовании запускают игры, чтобы решить три задачи:

  1. Снизить цену на лид.
  2. Мотивировать учеников на повторные покупки.
  3. Повысить лояльность клиентов к компании.

Но маркетинговые игры не универсальное решение: из-за дороговизны они не подходят для продвижения коротких форматов обучения — микрокурсов и инстаграм*-марафонов.

Производство самой простой игры, например «Получи предсказание от оракула», обойдется бизнесу минимум в 100 тысяч рублей. И еще столько же нужно для ее продвижения: рекламная кампания в интернете, всплывающие формы на сайте и рассылка. Если плановая прибыль от продажи курса составит на старте 300–400 тысяч рублей, создавать маркетинговую игру нерентабельно.

Разработчик чат-ботов подготовил онлайн-курс из восьми лекций «Сам себе чат-бот». Чтобы его продать, выгоднее всего сделать лендинг и запустить таргетированную рекламу. Игры для этой задачи — неоправданно и дорого. Зато можно использовать элементы геймификации, например конкурсы в социальных сетях.

Маркетинговые игры подойдут образовательным онлайн-проектам с длинным циклом обучения и большим количеством продуктов. В такой модели бизнеса важно поддерживать отношения с действующими и потенциальными клиентами: информировать о старте обучения, стимулировать купить курсы, рассказывать о новых продуктах, поддерживать во время учебы, презентовать дополнительные лекции спикеров, продавать учебники и другие инфопродукты.

Школа «Бюро Горбунова» — годовое обучение по трем направлениям: дизайну, редактуре, руководству проектами. Обучение по каждому направлению состоит из трех ступеней, которые стоят от 50 000 ₽ каждая. Кроме того, Бюро Горбунова выпускает учебники и видеолекции. Школе важно не только продать достаточно дорогое обучение, но и стимулировать учеников продолжать образование.

Маркетинговые игры помогут онлайн-школе повысить лояльность и доверие учеников, привлекут внимание потенциальных клиентов и помогут сформировать потребность в обучении, ненавязчиво расскажут о новых продуктах.

В онлайн-образовании маркетинговые игры больше всего пользы принесут образовательным платформам, специализированным онлайн-школам и онлайн-университетам.

Разберемся, чем геймификация будет полезна каждой из этих моделей образовательного бизнеса.

Маркетинговые игры для платформ онлайн-курсов

Платформы онлайн-курсов объединяют обучение по разным направлениям на одном ресурсе. Они анализируют рынок, определяют востребованные направления для обучения, находят специалистов, которые будут спикерами, оформляют учебные материалы, продумывают методологию, создают лендинги и чаты в соцсетях, продают готовый инфопродукт.

Чаще всего на онлайн-платформах предлагают получить диджитал-образование: профессию веб-дизайнера, разработчика, продюсера онлайн-курсов. Примеры таких платформ: «Нетология», SETTERS EDUCATION, GeekBrains. Но есть платформы, которые объединяют курсы по повышению квалификации бухгалтеров, логистов и психологов. Например, Moscow Business School.

Проблема бизнеса. На рынке онлайн-образования высокая конкуренция: чем больше игроков, тем выше ставки на рекламном аукционе и дороже лид.

Проблему дорогого лида решает рост конверсии из посетителя сайта в подписчика платформы. Чем больше людей, которые зашли на сайт посмотреть курсы и оставили контакты, тем лучше. В будущем маркетологи смогут коммуницировать с ними через рассылку, формировать потребность в покупке или предлагать скидку.

Клиенты неохотно оставляют данные на сайтах: боятся надоедливых звонков и email-спама. Они поделятся данными, только если компания покажет, что в этом есть польза и забота.

Как маркетинговая игра поможет бизнесу. Игра привлечет внимание потенциальных клиентов необычным форматом: вместо баннера «Купи новый курс» — игра. Она не ассоциируется с навязчивой рекламой и не обязывает клиента покупать.

В качестве приза в игре могут быть промокоды, полезные чек-листы и даже демодоступы к курсам. Чтобы отправить подарок потенциальному клиенту, платформа попросит оставить электронный адрес. Так игра снижает цену на лиды. В будущем маркетологи смогут работать с новым сегментом: прогревать с помощью рассылки, вести к первой покупке.

Игра поможет создать потребность клиента в профессиональной переквалификации. Главные посылы игры: «Если вам не нравится ваша работа, просто получите другую в интернете», «Если хотите больше зарабатывать, пройдите курсы повышения квалификации».

Через игру платформа транслирует идею «учиться — это здорово»: высокая зарплата, самореализация, счастье. Игра свяжет мысль о возможности качественно изменить жизнь с конкретной платформой. Даже если в моменте потенциальный клиент не купит курс, он вернется, когда решит получить новое образование.

Какую задачу клиента решит игра. Те, кто недовольны своей нынешней работой или решили повысить квалификацию, ищут возможности развития или перемены карьеры. Игры помогут познакомиться с возможностями платформы и выбрать нужный курс.

Форматы игр. Для платформ с онлайн-курсами подойдут такие форматы:

  1. Тесты по профориентации: игрок будет отвечать на вопросы о том, что ему не нравится в нынешней работе, какое направление ему интересно, чем он увлекается. Даже если клиент не купит курс, он лучше разберется в себе.
  2. Квест, в котором игрок прокачивает персонажа с плохим настроением, — правильные решения ведут к улучшению настроения и росту зарплаты. Окончил курс, устроился на престижную работу, купил автомобиль.
Пример игры, где персонаж решает изменить карьеру. Результат зависит от решений пользователя. Главная задача — показать, как решения в пользу дополнительного образования помогают персонажу изменить жизнь в лучшую сторону и стать успешнее
На отказах из-за цены теряли до 3 млн в месяц

На отказах из-за цены теряли до 3 млн в месяц

Для специализированных направлений онлайн-школ

Есть онлайн-школы, которые специализируются на одном-двух направлениях. Например, школа изучения английского языка Skyeng или школа архитектуры и дизайна Москвы.

Студенты учатся в группах или один на один с преподавателем. Программа длится учебный год, к примеру с сентября по июнь, или студенты учатся по индивидуальной программе.

Личный кабинет на сайте школы — это учебный класс, дневник и расписание занятий. Там студенты отслеживают свой прогресс, получают обратную связь от преподавателей и читают дополнительную литературу.

Проблема бизнеса. Узкая специализация сокращает количество потенциальных студентов школы. Чтобы получить признание в профессиональной среде, школа должна предложить известных специалистов в качестве преподавателей и получить отзывы довольных выпускников.

У потенциальных клиентов школы есть предубеждения насчет предмета изучения: «Я не смогла выучить английский за 10 лет, я безнадежна!» — и возражения по цене: «За что 50 000 ₽? За то, что я смогу сама прочитать в интернете?».

Как маркетинговая игра поможет бизнесу. Игровые механики помогут сформировать у потенциальных клиентов потребность в длительном обучении и мотивируют их не бросать школу.

Еще игры могут повысить лояльность к школе: с одной стороны, здесь работают профессионалы и можно получить нужные знания и навыки, с другой — учиться увлекательно и несложно, если прикладывать усилия и идти по программе.

Онлайн-школам геймификация будет полезна не только во время сбора лидов, но и в процессе обучения.

Обучение в школе похоже на спортивное соревнование: три этапа, на следующий приглашают только треть всех учеников — тех, кто учился лучше остальных. Такое ограничение побуждает лучше учиться, зарабатывать больше баллов. Или есть дополнительные уровни, которые откроются только тем, кто сдал практическую работу в срок.

Какую задачу клиента решит игра. Внешние факторы мешают людям решиться на обучение в онлайн-школе: у всех работа, семья, хобби или отсутствие мотивации. Игра поможет взглянуть на обучение не как на трату времени, а как на инвестицию в будущее.

Игра развлечет потенциального клиента и замотивирует на достижение своей цели: «Я же всю жизнь пытаюсь выучить английский, время настало!».

Форматы игр. Для специализированных онлайн-школ подойдут такие форматы:

  1. Интеллектуально-развлекательный квиз. Его цель: показать, что учиться — это весело и занимательно.
  2. Сама учебная программа внутри личного кабинета или приложения — игра, в которой есть рейтинги, бонусы, мини-тесты, игры на внимательность и эрудицию.
Пример геймификации образовательного процесса

Для онлайн-университетов

Обучение на компьютере, а не в аудитории университета обычно кажется студентам и их родителям чем-то несерьезным: можно подключиться к лекции и уснуть или смотреть сериал в соседнем окне браузера. Но пандемия начала менять это отношение — в условиях антиковидных ограничений все больше учеников выбирают удаленное обучение. Онлайн-обучение есть и в коммерческих вузах вроде университета «Синергия», и в государственных, например в Тольяттинском госуниверситете.

Проблема бизнеса. Абитуриентам сложно решиться на поступление в онлайн-университет. Это серьезный шаг, потому что обучение будет длиться несколько лет. Кроме того, такой формат лишает радостей студенческой жизни: фестивалей, концертов, прогулов пар с одногруппниками.

А еще часто покупатель и потребитель — разные люди: родители платят за обучение детей, а те не особенно хотят учиться. Онлайн-университеты заинтересованы, чтобы студентам хотелось к ним поступить и нравилось там учиться. Дело не только в деньгах от конкретного студента: довольные образованием выпускники создают хорошую репутацию универу.

Как маркетинговая игра поможет бизнесу. Игра поможет университету создать эмоциональную связь с клиентом, показать заботу и внимание на сложном этапе выбора учебного заведения.

Какую задачу клиента решит игра. Поможет снять страхи будущих студентов, которые связаны с незнанием процесса онлайн-обучения: «Как это — учиться в онлайне: я смогу общаться с преподавателем? А с другими студентами? Как я буду сдавать зачеты и защищать диплом?».

Формат игр. Для онлайн-университетов подойдут такие форматы:

  1. Обучение в университете в виде игры: будущий студент слушает короткую лекцию про университет, тут же отвечает на вопросы, проходит шуточный тест, придумывает тему для первой курсовой работы.
  2. Конкурс в социальных сетях. Будущим студентам предлагают выполнить задание, например придумать новый символ университета. Победитель год будет учиться бесплатно.
Пример игровой механики — конкурс на новый символ онлайн-университета

Главное

Геймификация — это маркетинговый прием взаимодействия бизнеса и клиента. Помогает снизить цену лида, мотивировать клиентов на покупки, растить лояльность.

Игра подходит не всем бизнесам в сфере онлайн-образования, потому что это дорого: разработка и производство игры и рекламная кампания в интернете будут стоить от 200 тысяч рублей. Микрокурс не потянет таких затрат, а если потянет, игра не окупится.

Платформам с онлайн-курсами, онлайн-школам и онлайн-университетам маркетинговая игра поможет. Она сформирует у клиентов потребность к переменам в жизни, изменит отношение к «скучному» обучению, повысит лояльность и преданность учебному заведению, мотивирует получить образование и вернуться за новыми знаниями.

* Соцсеть «Инстаграм» принадлежит компании Meta, ее деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Блоги компаний

Больше по теме

Как управлять продажами и увеличить конверсию

Просмотров на сайте много, но продажи стремятся к нулю? Ваши рекламные усилия не достигают целевой аудитории. Эксперт рассказал, как рассчитать конверсию, и что делать, чтобы повысить ее, закрывая максимум сделок