Зачем бизнесмену нужен ментор и как его найти
Кирилл Фомичев
Основатель агентства стратегического маркетинга «Точно»
Зачем бизнесмену нужен ментор и как его найти
Кирилл Фомичев
Основатель агентства стратегического маркетинга «Точно»
Основатель агентства стратегического маркетинга «Точно» Кирилл Фомичев уже три года пользуется услугами менторов, а последние шесть месяцев и сам выступает ментором по вопросам маркетинга и инвестиций для предпринимателей. В колонке Кирилл рассказывает о своем опыте и рассуждает о том, чем бизнесу полезен ментор.
Ментор — это наставник, который помогает расширить кругозор, найти нужные контакты и выстроить бизнес-процессы
Вот с какими задачами, по моему опыту, ментор может помочь:
- Выстроить бизнес-процессы, избежав ошибок.
- Расширить круг контактов и нетворка.
- Получить экспертизу и взгляд со стороны, чтобы выявить возможные ошибки в работе бизнеса.
- Получить дополнительную мотивацию. Часто предприниматель и сам знает, что нужно делать, но только когда появляется ментор, начинает действовать в этом направлении, потому что теперь ему есть, перед кем отчитываться о результатах.
Я сотрудничал с разными менторами — одни помогали решать операционные задачи, а другие делились советами по прокачке софт-скиллов. А последние полгода я и сам выступаю ментором для чужого бизнеса.
Расскажу о своем опыте подробнее.
Заплатил за менторство и вырос в обороте на 30%
Менторство, как партнерство — это всегда про две стороны. Важно не просто найти ментора, который даст совет или поможет решить бизнес-задачу, но и понять, что ты можешь предложить ему взамен.
Например, у нас была задача масштабировать компанию «Точно». Мы помогаем бизнесам найти директора по маркетингу в штат или взять у нас в аренду для работы на аутсорсе. Довольно долго мы с партнером Алексеем Кривошеиным сами рулили большинством процессов. А люди, которых мы нанимали, не были автономными единицами: мы тратили много времени на их обучение, вместе с ними ездили на встречи с клиентами и помогали делать продажи. Выстроить из этого систему, сделать их самостоятельными никак не получалось.
Тогда мы купили консалтинг у компании, которая входила в топ-3 нашего рынка. Мы давно за ними наблюдали и видели, что у них все работает как надо.
Мы заплатили 800 000 ₽ за три месяца консалтинга. С помощью этих ребят мы сумели по-другому подойти к вопросу найма, выстраиванию бизнес-процессов и определению мотивации сотрудников. Бизнес заработал отдельно от нас.
Ключевой вопрос был — кого вообще нанимать, чтобы не мы подталкивали людей, а они автономно решали задачи.
Раньше при найме мы смотрели только на профессиональные навыки. В итоге благодаря менторам изменили подход и стали глубже разбираться в кандидатах, изучать их социальный капитал. А именно — спрашивали не только про хард-скиллы, но и про то, какие у них есть связи, каких клиентов, сотрудников, партнеров они могут привести за собой.
Еще менторы подсказали, что надо нанимать людей с горящими глазами. Теперь это наш принцип: мы не берем на работу человека, если у него не горят глаза — даже если его резюме нам подходит. Лучше возьмем того, кто уступает по профессиональным навыкам, но горит этой работой и хочет развиваться. Но при этом понимаем, что сможем дорастить его сами.
Мы вскоре смогли оценить результат от менторства. Когда изменили подход к найму сотрудников, на 30% выросли по обороту за 4 месяца. Нанимая правильных людей, мы стали быстрее, проще и лучше их продавать.
- Как бизнесу зарабатывать на инвестициях в гаражи
- Почему экофермы в городе — тренд на ближайшие годы
- Как лидеру заряжать команду и получать высокие результаты: правила директора Tinkoff eCommerce
- «Люди устали и ищут в косметике немного праздника»: Крис Фарберова — о трендах бьюти-рынка
- Как менять процессы, чтобы тебя не возненавидели сотрудники
Ментор может помочь бесплатно, если случится химия
За менторство далеко не всегда нужно платить. Люди высокого статуса часто готовы стать наставниками, если их зажечь. У меня было несколько таких кейсов, один из них — с бизнесменом, соучредителем фонда «Друзья» Гором Нахапетяном.
Гор ведет в Сколково авторскую программу «Тандемократия», где рассказывает, как выстраивать партнерство. Я оплатил 9 дней программы. С 9:00 до 18:00 у нас были занятия, а после он нас водил — на каток, в джаз-клуб, в театры и музеи.
Гор много общался с нами, увидел, что мы с моим партнером Алексеем разделяем его подход о том, что партнерство — инструмент для масштабирования бизнеса. Ему это понравилось, и после завершения программы он продолжил помогать нам советами бесплатно.
Один час встречи с Гором — это 100 советов, которые можно применять. Он подсказывает, как задавать партнеру вопросы и договариваться, что важно узнать друг о друге. Благодаря этим советам мы с Алексеем стали каждые полгода пересматривать цели друг друга, задавать друг другу неудобные вопросы, и это позволило нам расти быстрее, чем раньше.
Мы ничего не платим Гору — но несем его идею про важность партнерства в массы. Везде рассказываем об этом инструменте, а ему это сильно отзывается с точки зрения ценностей. Гор тоже рассказывает о наших кейсах на своих выступлениях. Думаю, для него это больше социально-благотворительная история, чем материальная.
Такого менторства без химии не получится. Здесь все работает на уровне ощущений: свой человек или нет. Как говорит Гор: если хочешь обнять человека — идешь в партнерство, если нет — то нет.
Стал инвестором молодого стартапа после менторства
Уже полгода я сам выступаю ментором для предпринимателей, и это наполняет меня энергией. Я помогаю молодым ребятам расширить кругозор, найти полезные контакты или перестроить бизнес-процессы.
Например, благодаря такой работе основатель клуба ClubFirst Future Виктор Львов запартнерился с тем же Гором Нахапетяном. Теперь 1% от доходов клуб отправляет в фонд «Друзья» на благотворительность, весь клуб участвует в социальных проектах. А еще я познакомил членов клуба с Максимом Натаповым, основателем сети школ международного образования ONE! International School. Участники клуба ходят и преподают школьникам уроки предпринимательства.
А недавно у меня появился кейс, когда из ментора я стал инвестором. Ко мне пришел студент ВШЭ Дмитрий Пальчиков. Я сначала был его ментором, а потом проинвестировал в его проект CareerON — это платформа для связи студентов и компаний и организации виртуальной стажировки. Я поверил в Дмитрия и понимаю, что, даже если у него не получится этот проект, в будущем он обязательно сделает что-то очень крутое и надо держаться с ним рядом.
Так что при определенном раскладе ментор может стать не просто наставником на время, но и инвестором или даже партнером на будущее.
Благодаря моему футбольному прошлому я стал использовать не слово «менторство», а слово «тренерство», ведь при работе с предпринимателями задача обучить не является ключевой, важно понимать, какие есть навыки, компетенции у человека, которые ты как тренер футбольной команды можешь использовать на игровом поле, правильно расставляя позиции.
А вы работали с ментором? Какие задачи в вашем бизнесе это помогло решить?